Антикварный магазин Artefakt.in.ua

(11:00-21:00)  +38 067 3907167   

Антикварные серванты и шифоньеры

Антиквариат, серванты и шифоньерыСерванты, какими мы знаем их сегодня - мебель для столовой с ящиками и шкафчиками для хранения ложек, вилок, ножей, стаканов, скатертей и пр., - появились в конце XVIII в. Они стали продолжением обычных пристеночных обеденных столов, на кото­рые подавали еду.

В XVIII в. к столу добавили основание с отделениями для ножей, подогревателей тарелок и т. д. и холодильником для вина внизу. Таким образом появился новый вид мебели.

На рубеже XIX в. у представителей растущего среднего класса бы­ли популярны так называемые шкафы-погребцы. Они имели не столь внушительные размеры и всего несколько ящиков под крышкой сто­ла. На них сверху ставили семейные реликвии: статуэтки из керамики, стекло и серебро, но иногда за ними и принимали пищу. Позже в до­мах среднего класса вместо погребцов стали появляться шифоньеры - вид мебели для хранения белья и мел­ких вещей. Они были крупнее и стояли не на ножках, а на сплошном основании. Внизу находилась пара шкафчиков для по­суды, а под крышкой - выдвижной ящик. Задняя стенка выступала над крышкой и с течением времени становилась все бо­лее нарядной. Серванты и шифоньеры к концу XIX в. увеличились в размерах, а их декор стал довольно вычурным.

Хотя в дизайне изображенного на картинке британского серванта и присутствуют элементы прикладного искусства, он изготовлен в фабричных условиях в конце XIX в. По мере того как росло функциональное значение этого вида мебели, задняя стенка становилась все более нарядной. Часто, как здесь, ее украшали зеркала.

Английский фарфор, ворчестер

Антиквариат, английский фарфор, ворчестерВ Англии было широко распространено копирование образцов мейсенского, восточного, а позднее севрского фарфора, и в на­чале XVIII в. это сдерживало развитие собственного производства. И хотя на двух лондонских фабриках в Боу и Челси с середины 1740-х гг. выпускали изделия из мягкого фарфора, китай­ские изделия были вполне доступны, и у искушенных покупателей имелась возможность выбора. Рынок английского фарфора был очень ограниченным до 1770-х гг., когда в Ворчестере наладили производ­ство изящной чайной посуды, а в Дерби начали выпускать расписанные орнаментом посуду и фарфоровые статуэтки. К 1790 г. в Стаффорд­шире поняли, что тоже могут поставлять на продажу чайные и десертные сервизы, богато украшенные в сти­ле английского ампира. Минтон, Коулпорт и Споуд вскоре нача­ли делать восхитительный столовый фарфор.

Название, которое стоит особняком в истории английского фарфора, это Ворчестер. Фарфоровая фабрика в этом городе была основана в 1751 г., и хотя ее название несколько раз менялось, фарфор на ней делают именно с того времени. В 1861 г. предприятие стало на­зываться Ворчестерская королевская фарфоровая мануфактура. В эпоху Регентства популярность севрского фарфора начала спа­дать, и на Ворчестерской фабрике приступили к выпуску более простой расписной посуды, в ос­новном сервизов, а также ваз. Успех продукции Ворчестера связан с именем ее главного художника Ричарда Уильяма Биннса. который в 1852 г. приступил к расширению производства. Он поменял состав фарфо­ровой массы, и изделия стали получаться просвечивающими. Биннс также собрал коллекцию произведений восточного искус­ства для собственного музея, чтобы на экспонатах могли учиться мастера фабрики. Возможно, этим объясняется налет восточного сти­ля на многих образцах ворчестерского фарфора. Изящные формы, простая роспись и немного позолоты ворчестерских чайных и столовых сервизов делают их очень популярными у коллекционеров.

Антикварная гнутая мебель

Антикварная гнутая мебельВ европейских кафе и барах, а также во многих домах в конце XIX - начале XX в. стояли простые стулья фабричного произ­водства из гнутых деталей. Распространению такой мебели способствовал Михель Тоне (1796-1871), основатель австрийской компании «Братья Тоне», на фабриках которой на рубеже XX в. еже­дневно производилось до 4000 изделий. Тоне специализировался на изготовлении комодов в стиле бидермейер, и в 1830-х гг. начал экс­перименты по склеиванию предметов мебели из гнутых деревянных деталей. Технология гнутья обработанной паром древесины была не нова, но Тоне удалось при этом добиться, чтобы древесина не расщеп­лялась. В 1849 г. он основал в Вене собственную компанию. Там делали мебель из гнутой березы, обладавшей длинными упругими во­локнами. которая представляла идеальный материал для гнутья.

Фирменными изделиями «Братьев Тоне» были стулья, сиденья ко­торых делали сначала плетеными, а затем фанерными, хотя ассортимент компании был довольно широким. Каждая модель име­ла свой номер, чтобы проще было оформлять заказы, и, с введением подобной практики в 1859 г., было произведено более 50 млн изделий № 14 - знаменитых венских стульев. Тоне получал кредиты на внед­рение своих новых моделей и технологий, которые оказали огромное влияние на становление в XX в. модернизма, когда ме­бель стали делать из изогнутых металлических трубок. На фабриках «Братьев Тоне» к выпуску таких стульев приступи­ли в 1923 г.

Для кресел-качалок гнутые детали подходили как нельзя лучше. В каталоге «Братьев Тоне» —1904 г. были представлены более 40 вариантов качалок. В показанном здесь варианте каждая сторона изготовлена из трех гнутых деталей, придающих изделию прочность и легкость - главные черты гнутой мебели.

Керамика в стиле ар деко

Старинная керамика в стиле ар декоЛюбовь к четким геометрическим формам заметно проявилась в керамических изделиях, появившихся во Франции и Англии между двумя мировыми войнами. Влияние ар деко на гончарное искусство сначала сказалось во Франции, где работали два выдающихся мастера 1920-х гг. Эмиль Декур и Эмиль Ленобль. Свои фаянсовые, керамические и фарфоровые из­делия Декур украшал геометрическим или растительным узором, а на светлую подглазурь часто наносил пятна темной поверхностной гла­зури. В целом же его предметы посуды имели традиционную форму. Ленобль был более смел и раскрепощен. Свои произведения он также украшал растительным или абстрактным узором, но они были покры­ты яркой глазурью с прожилками, подобной тем, которые использовали корейские гончары. Сильно стилизованные изображе­ния имели форму низкого барельефа или вырезались в дополнительно наложенном слое глины.

Выставленная на Парижской выставке 1925 г. новая французская керамика произвела неизгладимое впечатление на Кларис Клифф (1899-1972), родоначальницу стиля, получившего в Лондоне ее имя. В 1928 г. в мас­терской «Уилкинсонский Нью порт» она создала первую линию столовой керамики ар деко, которую дизайнер назвала «Причудливой» (Bizzarre). Эта и другие линии «Фантастичная», «Бонжур и «Крокус» содержали как предметы традиционной, так и радикально новой формы. Посуда Клифф имела огромный успех в течение 1930-х гг. и недавно вновь попала под пристальное внимание знатоков, что сильно увеличило ее цену.

Угловатая форма ручки и носика кувшина, изображенного на фото, а также яркая желто-оранжево-черная гамма типичны для творчества Кларис Клифф. Она обычно украшала свою посуду простыми пейзажами, цветами или геометрическим орнаментом.

Бюро с книжным шкафом

Антикварные бюро с книжным шкафомБюро - письменный стол с отделением для хранения бумаг и принадлежностей для письма - появилось в конце 17 века. К началу 18 века оно превратилось в подобие комода, верхняя часть которого представляла собой доску для письма или шкафчик с выдвигающейся крышкой, под которой и находилась поверхность для письма.

В течение 18 века столяры старались дополнять бюро вспомогательными элементами, в том числе зеркалами или горками. Но поскольку большая часть бюро принадлежала мужчинам, которые писали на нем деловые бумаги и письма, то этот вид мебели чаще всего оказывал­ся в библиотеке или рабочем кабинете. Поэтому самым популярным дополнением к бюро стал застекленный книж­ный шкаф. Бюро с книжным шкафом фанеровали шпоном, лакировали или покрывали украшениями в зависимости от моды. Этот вид мебели был очень популярен в 19 веке, хотя тогда уже наметилась тенденция делать менее громоздкие вещи и размещать под письменной дос­кой не комод с выдвижными ящиками, а полки для книг и других вещей.

Комбинация бюро с книжным шкафом приобрела особую популярность в Германии 18 и 19 веков. Массивные изделия, богато украшенные элемента­ми рококо, оказали сильное влияние на развитие мебели для письма в странах Скандинавии.

Отличительной чертой ранних книжных шкафов, а также высоких комодов, бельевых шкафов и остальной подобной мебели 18 века было то, что она предназначалась для состоятельных людей, которые жили в домах с просторными комнатами с высокими потолками. Поэтому несмотря на кра­соту и мастерство, с которым выполнено то или иное изделие, их ценность на рынке антиквариата снижается. Любители старины не покупают их хотя бы уже по­тому, что такие образцы негде хранить. Небольшие бюро 19 века гораздо более популярны, чем «мастодонты» 18 века.

<<  18 19 20 21 22 [2324 25 26 27  >>  
Вы здесь: Главная Статьи об антиквариате

Twitter