Антикварный магазин Artefakt.in.ua

(11:00-21:00)  +38 067 3907167   

Изделия из стекла

Прессованное стекло

Антиквариат, прессованное стеклоДля массового производства стекла с конца XIX в. широко применялись технологии прессования и литья. Впервые прессованное стекло получили в США в 1820-х гг. Его начала выпускать Стекловаренная компания Новой Англии, и вскоре новую технологию, которая позволяла изготовлять гораздо более дешевые изделия, чем гранение или гравировка, освоили в Европе.

Технология прессованного стекла предусматривала предварительное изготовление деревянной модели и по ней чугунной формы. Внутреннюю поверхность формы доводили с помощью инструментов для металлообработки. Затем каплю раскаленной добела жидкой стеклянной массы помещали в форму и за счет давления плунжера распределяли стекло равномерно по всей форме. Часто плунжер тоже имел рельефную поверхность, которая «отпечатывалась» на внутренних стенках готового изделия. После этого форму остужали, а погрешности литья иногда устраняли вручную, хотя обычно прессованное стекло никакой дополнительной обработке не подвергалось. Первые образцы прессованных стеклянных изделий были копиями граненой посуды; стаканы, чаши для пунша, вазы, сосуды для специй, блюда для фруктов - все это делали из такого вида стекла. К концу XIX в. из него начали изготовлять не только посуду, но и предметы другого назначения, например, дверные ручки, а также стеклянные украшения.

Широко использовались возможности цвета и необычные методы окончательной обработки. В британской фирме «Соуэрби» нашли способ делать непрозрачное стекло, напоминающее фарфор. Имитировали и другие декоративные материалы, например гагат и черепаховые панцири. Добавляя различные красители, получали пестрые стеклянные вещицы.

На блошиных рынках и в антикварных магазинах можно найти самые разнообразные изделия из прессованного стекла. Произведены буквально сотни тысяч тарелок, блюд, кувшинов, корзиночек, пепельниц, розеток, выполненных в самых разных стилях. Все изображенные здесь изделия датируются концом XIX и началом XX в.

Стеклянные пресс-папье

Старинные пресс-папье из стеклаПервые стеклянные пресс-папье изготовили в Венеции примерно в 1840 г., но главными на рынке стали три французских производителя - фабрики Баккара и Сент-Луи и Клиши. Эти предприятия имели возможность применять очень чистый песок, необходимый для варки высококачественного стекла. Пресс-папье, изготовленные этими тремя фирмами до 1860 г. (в так называемый классический период), наиболее высоко ценятся коллекционерами. Но и изделия американских и британских производителей второй половины XIX в. также популярны у собирателей старины.

Большинство пресс-папье имеют куполообразную форму и изготовлены из прозрачного стекла с цветными украшениями. Самый характерный стиль - мозаичный: для этого берут стеклянные стержни разных цветов, нагревают и вытягивают, получая тонкий многоцветный пруток. При взгляде с торца такие прутки напоминают цветы. Разрезая пруток на тонкие пластинки, можно получить множество маленьких «цветочков». Их аккуратно раскладывают и заливают прозрачным стеклом, получая пресс-папье выпуклой формы, которая создает эффект лупы. На одном из цветков указывают дату или начальные буквы названия завода: «В», «SL» или «С». Обычно только по этому признаку можно узнать, где и когда изготовлена вещь. Другие производители никаких пометок не оставляли.

Популярными были пресс-папье с растениями и животными из цветного стекла внутри, а также из переплетенных белых или цветных стеклянных нитей. Украшением пресс-папье могли быть спиральные цветные ленты, сходящиеся в центре, или керамический медальон. Некоторые пресс-папье были гранеными, чтобы украшения с разных точек выглядели по-разному.

Показанные здесь пресс-папье изготовлены французскими и английскими мастерами. Все они датированы серединой 19в.

Изделия из стекла в стиле модерн

Антикварные изделия из стекла в стиле модернСтекло благодаря своей податливости как нельзя лучше устраивало мастеров стиля модерн, позволяя им выразить себя в плавных контурах и причудливом дизайне. Но оно еще было прозрачным, что привлекало художников, стремившихся к легкости и изяществу.

Большинство новаторов-стеклодувов, включая Эмиля Галле, работали в городе Нанси. Высочайшего уровня Галле достиг благодаря знаниям ботаники и естественной истории, а также изучению восточного стекла и фарфора в Лондоне. Его очень привлекала возможность использования матового и прозрачного цветного стекла и получения рельефного рисунка на поверхности накладыванием нескольких слоев стекла разных цветов. Иногда он использовал плавиковую кислоту, чтобы сделать поверхность сосуда «рябой» или полосчатой. Он мог вплавить в стекло листок из металла, золотую пудру или эмаль. Использование эмали в стеклянных изделиях помогало ему получать более насыщенные цвета. Другие фирмы, изготавливавшие в Нанси изделия в стиле модерн, например «Даум» и «Мюллер Фрер», брали на работу мастеров, учившихся у Галле.

Прочные традиции изготовления художественного стекла существовали в Германии и Австро-Венгрии, где дизайнеры использовали все возможности технологии, чтобы получить изображения с радужным эффектом и плавными текучими контурами. Их изделия более изящны и встречаются реже, чем французские.

В США самым известным мастером художественного стекла быт Луи Комфорт Тиффани. Его компания «Тиффани глас энд декорейшн», основанная в 1879 г., быстро стала процветающим предприятием. Открыв новые мастерские в Короне, Тиффани начал делать изделия в технике «фавриль», позволяющей создавать многоцветное стекло с эффектом перламутра. Нужной текстуры и блеска Тиффани достигал применением различных растворов и паров.

Изображенные здесь три вазы, стоящие на инкрустированном столе, сделанном Галле, изготовлены стеклодувами из школы Нанси. Левая ваза с морским пейзажем появилась в мастерской Мюллера Фрера, ваза в центре с изображением мухоморов - в мастерской Даума. Ваза с цветами в восточном стиле вышла из рук Галле, черпавшего вдохновение в простых формах японской керамики и стекла.

Столовое стекло 19 века

Антикварное Столовое стекло 19 векаМеханизация производства, происходившая в XIX в., позволила устранить в стекляных изделиях небольшие неточности ручного дутья и избавиться от маленьких воздушных пузырьков, которые часто встречаются в изделиях XVIII в. Количество видов стеклянной посуды возросло многократно, и к концу столетия стекольщики производили наборы для спиртных напитков из двенад­цати предметов шести различных типов: для шерри, рейнского вина, кларета, портвейна, ликера и шампанского, а также делали стеклян­ные графины, кувшины и пр. Основные украшения наносили теперь не на ножки, а на стенки стаканов и бокалов. Узоры делали с помощью травления кислотой, абразивных алмазных кругов или алмазных ре­заков, а также гранильных кругов. Гранение применяли для дешевых изделий массового производства, а гравировку для тонких, фигурных изображений.

На картинке: Бокал под шерри (слева) украшен изображениями виноградных листьев и гроздей; бокал под портвейн (в центре) имеет граненые ножку и чашу; бокал под ликер (справа) выполнен в форме цветка чертополоха (символа Шотландии), возможно, предназначен для драмбью - ликера из шотландского виски, меда и трав, - сверху покрыт гравировкой, а основание чаши алмазной огранкой.

Карнавальное стекло

Антиквариат, карнавальное стекло.В 1907 г. в Фентоновской компании художественного стекла из Уильямсбурга, Западная Вирджиния, удалось получить прессованное стекло с радужной поверхностью, напоминавшее изделия, получаемые ручным дутьем в компании Тиффани с 1880-х гг. Позже выпуск подобных изделий освоили и другие производители, в первую очередь компания «Нортвуд» из За­-падной Вирджинии и «Империал» и «Миллерсбург» из Огайо. Новый вид стекла, которое называли радужным, тафтой, «тиффани для бед­няков» и, наконец, карнавальным, приобрел огромную популярность в США, а после 1918 г. и в Европе. Хотя стекло производилось машин­ным способом, предметы после остывания часто обрабатывались вручную, чтобы придать им неповторимость. Радужный эффект воз­никал благодаря осаждению на поверхности изделий при остывании солей металлов, покрывавших внутреннюю поверхность формы, и об­-разованию из них тонкой пленки при повторном нагреве. Позже пленку начали наносить на поверхность стекла напылением, и пов­торный нагрев уже не был нужен. Способы украшения изделий подсказывала природа, но особенно хорошо смотрелись изделия асимметричной формы с плавно искривленной поверхностью.

Были популярны «оборчатые» края. Если стекло перед нане­сением пленки не окрашивали, то изделия из него стоили дешевле. Были популярны все оттенки желтого - от блед­но-золотистого до оранжево-красного, а также лиловый цвет. Пользовались спросом предметы зелено­го и синего цветов. Красное стекло встречается реже и поэтому больше ценится коллекционерами. Для изображенной на картинке сахарницы (1920) использовали стекло нежного голубого цвета. Узор напоминает кожуру ананаса.

[12  >>  

Twitter