Знакомство с геральдикой привлекает немногих. Как правило помехой тому служат или недооценённость значения эмблем «отжившего сословия», или же предвзятое мнение о ненаучности геральдики вообще и отсутствия её значения в Poccии в частности. Однако, всякий вдумчивый исследователь старины, будут ли предметом его изучения печати или монеты, акты государственной важности или изящные exlibris-ы, будет ли он обозревать архитектурные детали величественного дворца или задумается над урной надгробного памятника, увидит ли «чей-то» портрет, залюбуется ли нежным тканым ковром или хрустальным кубком, такой внимательный любитель старины, неминуемо, почти повсюду заметит герб. А встретив его не раз и обобщив в свои наблюдениях, он поймёт важность этой обширной области разнообразных знаний, которую охватывает геральдика.
Еще в 17 веке известный геральдист Menetrier в своем трактате «L’art du blason» уподобляет геральдику энциклопедии. Он находит в ней свою особую теологию, объясняющую её таинственные символы, свою философию, рассматривающую свойства её эмблем, свою юриспруденцию, определяющую права на испoльзoвaниe герба, также геометрию, описывающую её фигуры и их расположение, историю — их происхождения и причины, наконец, географию — указывающую страны возникновения геральдики, и грамматику — разъясняющую своеобразный её язык. Также к приведённой характеристике следует ещё добавить близко связанную с геральдикой область свободного творчества — искусство.
[↓ Читать далее]