Бонасси в предисловии к изданию своей пьесы «L’homme a bonnes fortunes» так охарактеризовал век Людовика XIV: «Людовик XIV воссоздал блеск времен императоров, разукрасив его, для большей радостности, мифологией, магией и конными ристалищами. Вот откуда ведут свое начало эти театральные празднества, в которых представления трагедий и опер были только одним из актов, где царила фантазия, то есть жизнь идеальная, какой-то хмельной маскарад обыденной жизни, которую старались позабыть».
Такая характеристика целиком распространяется и на весь XVIII век вплоть до того момента, когда Великая Революция заставила и актеров и замаскированных зрителей опомниться и навсегда вернуться к действительности.
Но если действительность была театрально празднична, то, что же сказать о самом театральном празднестве, о сцене, актерах, их игре, их декламации, о декорациях, костюмах и машинах?! Законодатель вкусов, теоретик современного искусства, Буало предписывал, с одной стороны, подражать природе и её правде, а с другой — изучать Версаль. — И послушно, этими двумя диаметрально противоположными путями, шло все искусство, в частности искусство сцены, и Андромеда, Прозерпина и Одиссей преломлялись в призме французской психологии и, одеваясь в придворный французский костюм, ввиду их мифологичности фантастически разукрашенный, появлялись на сцену понятные, близкие, почти родственные восхищенным зрителям.
[↓ Читать далее]