Грамоты, жалованные русскими царями монастырям, церквям, различным учреждениям и частным лицам, представляют собою акты, сообщавшие и закреплявшие в письменной форме известные даруемые льготы и преимущества. Как таковые, грамоты заключают в ceбe чрезвычайно богатый материал, интересный для исследователя русской старины с самых разнообразных точек зрения. В частности наиболее любопытными и ценными грамотами являются тe, которые были даны дворянам за их службу на пожалование земель из noместий в вотчину. Важное значение этих, так называемых вотчинных грамот обусловлено их содержанием.
Известно, что в древней Руси не было постоянного войска. В случае войны, и лишь на время её, призывались поместные дворяне, которые по окончании войны распускались по домам. Засвою службу они получали вознаграждение не деньгами, а свободной, принадлежащей государству, землей. Однако, эта земля, данная дворянину за службу — называемая поместьем, не принадлежала ему на праве полной собственности: он не мог ни продавать ее, ни заложить, ни завещать ее своим детям, жене или другим наследникам, ни отдать в монастырь. После смерти поместного дворянина, данное за его службу поместье поступало обратно царю, от милости которого зависело дать его наследникам то же или другое поместье, но при условии обязательной службы пожалованного поместьем дворянина. С течением времени вошло в традицию отдавать наследникам мужского пола принадлежавшее их родителям поместье, чем устанавливалось обычное право наследственности этих земель, а лицам женского пола из поместья выдавалась только «указная часть на прожиток». Вместе с установлением обычая наследственной передачи поместий, раздача их, а также обязанности пожалованных ими дворян, получили боле точные нормы в определении числа людей и лошадей, с каким должен был являться поместный дворянин на военную службу и т. п.
[↓ Читать далее]