Антикварный магазин Artefakt.in.ua

(11:00-21:00)  +38 067 3907167   

Текстиль

Старинная одежда

Платье для крещения 19 векВ последние годы под влиянием кино и телевидения, где демонстрируется множество так называемых костюмных драм, возрос интерес к коллекционированию старинной одежды. Такие пред­меты, как свадебная фата XIX в., клубные пиджаки и платья начала 1920-х гг., вечерние платья 1930-х гг., мини-юбки 1960-х гг. позволя­ют больше узнать как о моде, так и нравах в обществе того времени.

Для женской моды конца XIX и начала XX в. характерны обильные украшения. На платьях были аппликации, вышивки, оборки. Особен­но популярны были кружева, поскольку машинное плетение позволяло получить то же качество, что и у кружев, сплетенных вручную. Платья, блузки и юбки шили из тонких тканей. Предпочтение отдавалось ши­фону, муслину, крепдешину, газу. В моде были нежные цвета: розовый, розовато-лиловый и голубой. Появление женщин-служащих способ­ствовало распространению практичной, скромной и простой одежды.

Мужская мода того же периода отличалась классическими линия­ми. Цилиндры, визитки и брюки со штрипками носили на работе, а вечером надевали смокинги. В течение всего дня мужчины были в белых сорочках с пристежными воротничками. На досуге, с другой стороны, можно было находиться в блейзере, канотье и фланелевом костюме.

Проблема для коллекционеров с костюмами начала XX в. состоит в том, что они встречаются очень редко. Мужские костюмы либо силь­но изношены, либо поедены молью, а много женских платьев было перешито во время Первой мировой войны.

В 1920-е г. модельеры старались скрыть особенности женской фи­гуры. Силуэт вечерних платьев был очень прямолинейным, а в районе груди все было плоско. Однако в 1930-х гг. силуэты женских платьев стали более мягкими. Вечерние платья отличались роскошью, и их ши­ли из атласа, крепа или бархата. Они выделялись низкими декольте, были собраны в талии и имели юбки-клеш.

Среди модельеров тогда выделялись Уорт, Шанель, Скиапарелли, Ад­риан, Пуаре и Молинье, хотя вещи под этими брендами очень дороги и сегодня. Приобретать старинную одежду лучше в специализирован­ных антикварных магазинах или на рынках. Перед покупкой всегда проверьте, насколько изношены и растянуты вещи на швах, посмотрите пугови­цы, застежки и другие декоративные детали - они должны быть целыми и подлинными.

Изображенное здесь платье для крещения 19-го века сшито из шелка кремового цвета; оборки и складки были в то время в моде. Церемония крещения среди семейных праздников находилась по важности на втором месте после свадьбы.

Кружева

КружеваКружева в Европе начали плести в XVI в. в Италии и Нидерлан­дах. Вскоре искусство плетения кружева распространилось по всей Европе, и в каждой мастерской старались создать собствен­ный стиль и рисунок. Кружевницы из Шантильи, например, предпочитали растительные узоры, а их черные шелковые кружева сос­тояли из шестиугольных ячеек. В Мехелене кружева плели из хлопчатобумажных ниток с толстым обрамлением по краю. Но где бы ни изготовляли кружева, они предназначались для украшения знатных особ и их домов.

Кружево требует очень много времени и труда, и плетут его обыч­но женщины. Существует два основных типа изготовления кружев: с помощью коклюшек и крючком, а в качестве материала используют лен, хлопок или шелк. До середины XIX в. ношение кружев, которые тогда плели только вручную, говорило о высоком социальном статусе и было символом женственности. К тому времени спрос превышал предложение. К счастью, производителям удалось решить проблему, внедрив машинный способ плетения. Цены снизились, и кру­жева стали доступны практически всем.

Сплетенные вручную коклюшечные кружева продолжают це­ниться очень высоко, и обычно их хранят в семье, передавая из поколения в поколение. Эти тонкие кружева более все­го привлекают коллекционеров, будь то кружевная скатерть, салфетка, фата или рубашечки доя креще­ния. Большинство коллекционеров предпочитают собирать изделия, изготовленные в конкретном месте, и узнают их по узору. Кружева лучше при­обретать на аукционах и в специализированных магазинах. Но на ярмарках антиквариата тоже есть стенды с этим товаром. Цена в любом случае зави­сит от состояния изделия.

Ковры 20-го века

Антиквариат. Ковры 20-го векаВ XX в. воплотились в жизнь идеи мастеров прикладного искусства XIX в., что ковры могут стать частью единой декоративной схемы комнаты или дома. В частности, в 1920-х гг. интерес к коврам очень вырос. Некоторые дизайнеры, например, Марион Дорн и Мариан Пеплер, создавали проекты ковровых узоров для известных производителей, таких как «Уилтон». Другие сотрудничали с ткацкими компаниями. Была возможность делать недорогие изделия: использовать дешевый ручной труд населения беднейших стран мира. Ковры ткали в Турции и Индии, а продавали их в Европе.

В период между двумя мировыми войнами ковры ткали, используя разнообразные технологии. Как и в искусстве в целом, в дизайне ковров заметно было влияние стиля ар деко, а также ощущалась тенденция к большей абстрактности рисунка. Однако после Второй мировой войны авангард вышел из моды. Большинство европейских производителей вернулось к традиционным рисункам, делая копии старинных ковров или создавая оригинальные изделия в старых стилях. Например, работы Да Сильва Брунса и Жана Лурка для французских фабрик в середине 1950-х гг. сделаны по мотивам прошлого. Изменились только методы ковроткачества.

Сейчас коврами занимается немного художников. Они стараются использовать потенциал ковровой текстуры и создают декоративные настенные коврики, а не напольные ковры, которые несли бы функциональную нагрузку. В настоящее время ремесленная и машинная продукция существуют рядом, и ковры по своему оформлению различаются именно с учетом процесса их производства. Все больший успех завоевывают такие ковры, экономная расцветка которых и простой плоский узор соответствуют современным художественным концепциям.

Будоражащая концепция стиля ар деко нашла воплощение в изображенном здесь ковре размерами 3,5 х 2,7 м. Здесь также ощущается влияние кубистов и русских конструктивистов.

Старинные ковры

Антикварные восточные коврыКовры производили на Востоке по крайней мере 1400 лет назад. Если на Западе ковры служили для украшения и бывали частично закрыты другими предметами мебели, то на Востоке они несли не только декоративную, но и функциональную нагрузку: они радовали глаз, защищали от холода, в шатрах их клали на землю, что­бы было мягче сидеть и лежать. С возникновением исламской культуры ковры и покрывала приобрели значение святыни: коврик был тем мес­том, на котором пять раз в день должен, стоя на коленях, молиться мусульманин. Узоры на некоторых ковриках для молитв определяли направление на святой город Мекку.

Основными материалами для ковров в течение веков были шерсть, хлопок и шелк В исключительных случаях в ткань вплетали золотые и серебряные нити. Основы ковроткачества остались почти неизмен­ными: чередование продольных рядов плетеных узелков основы с рядами утка по всей ширине рамы.

Чтобы изучить разнообразие узоров на коврах, необходимо целое научное исследование; особенности узора указывают на место и время его изготовления, а также был ли ткач кочевником, городским ремесленником или придворным мастером. В целом тем не менее мож­но выделить два направления: геометрический орнамент с использованием прямых линий и растительный орнамент с исполь­зованием кривых линий и арабесок.

До 1870 г. для окрашивания нитей использовали природные красители, но впоследствии более широко применялись химические. Ковры считаются старинными, если их соткали до 1920 г., когда узо­ры на коврах начала диктовать мода из Европы и Америки.

Один из наиболее популярных видов ковров называют «турец­ким». Но, строго говоря, правильнее эти ковры именовать «анатолийскими», по названию региона, который занимает го­раздо большую площадь, чем современная Турция. Анатолийские ковры обычно классифицируют по месту их изготовления, но вообще ковры делятся на ряд категорий, самая большая из которых называется килимами, или килим-коврами. Килимы - это плоские тка­ные ковры, отличающиеся отсутствием на нитях основы плетеных узелков. На них уходит гораздо меньше материала и труда, и в прош­лые времена из них делали занавески, повседневные сумки или использовали в качестве половиков.

Хотя килимы не могут конкурировать с ворсистыми коврами по сложности и тонкости узора, их простой геометрический орнамент выглядит очень приатекательно. Обычно узор представляет собой дре­во жизни или растительный орнамент, причем последний часто бывает очень стилизованным. Цвета также имеют большое значение, и цена ковра во многом зависит от того, окрашены они природными или хи­мическими красителями. Самыми дорогими являются ковры ручной работы, изготовленные в XIX в. ткачами кочевых племен. Гораздо де­шевле различные сумки, в том числе седельные.

Высококачественные килимы продолжают оставаться удачным способом вкладывания денег, и их редко удается приобрести по низкой цене. Кроме того, на рынке очень много их подделок. Поэтому более надежно приобретать ковры в крупных магазинах или аукционных до­мах или в любом другом месте, где подлинность ковра могут гарантировать.

Ковры с ворсом обычно ткут из шерсти, хотя есть прекрасные персидские ковры из шелка. Под­ложку ковра составляют уток (поперечные нити) и основа (продольные нити). Для них по тра­диции берут хлопок, лен или пеньку. Нити для ковров окрашивают природными красителями, такими как индиго и крапп. Концы нитей без узелков собирают в пучок и обрезают, чтобы все они были одной дли­ны. Качество ковра зависит как от причудливости и красоты узора, так и от плотности расположения узелков. Узелки бывают нескольких типов в зависи­мости от того, где изготовлен ковер. Основные типы называют «турецким» и «персидским». В дизайне ков­ра выделяют два элемента: центральную часть, которая называется полем, и одну или несколько об­ластей по периметру, образующих бордюр. Поле может быть заткано единственным узором или не­сколькими одинаковыми «плитками» или медальонами. Лучшие ковры отличаются сложностью узора, гармонией и равновесием.

Восточные ткани

Антикварные восточные тканиВ течение веков ткани, производившиеся в странах мусульман­ского мира, доставляли радость людям как на родине, так и за ее пределами. Здесь и тонкие туники из средневекового Египта, и нежный муслин из Сирии, и мягкий бархат из Турции и Персии.

На Западе считается, что золотой век ткацкого дела в исламских странах пришелся на период позднего Средневековья. Но если для мно­гих ткани того времени представляют апогей орнамента, цветов и технического совершенства, то поздние примеры демонстрируют огромные изменения, когда ручное ткачество почти исчезло. В XX в. произошло возрождение, и для населения некоторые виды тканей ста­ли символом национальных и культурных традиций.

Коллекционерам доступен широкий диапазон восточных тканей: покрытые вышивкой скатерти, кото­рыми накрывают низкие столы, чтобы не рассыпались крошки, женские го­ловные платки, сирийские узорные шерстяные полотнища, вышитые сте­ганые одеяла и подушки, которые украшали постели турецких маль­чиков. В любом случае коллекционирова­ние предметов Востока остается уделом специалистов. Лучшие места, где стоит приобретать их, - специали­зированные магазины, текстильные аукционы и восточные базары в тех странах, где производятся ткани.

На рисунке изображены многоцветные турецкие седельные сумки, похожие на те, что привозили из Крыма в качестве трофеев. Лицевая сторона покрыта ворсом, обратная - гладкая. Разрезы позволяют надевать их на луку седла.

[12  >>  

Twitter