Чарующим мастером восемнадцатого века был Гюбер Робер. Художник Робер - чудеснейший пейзажист, сочетавший две прелести: красивую фантазию с красивой правдой. Он не только воздвигает волшебные руины, но и славит природу: солнечный свет, бездонность неба, игру облаков, свежесть листвы, обрызганной пылью фонтанов. Он прелестен и в изображениях маленьких интерьеров, остроумен и наряден в своих набросках, акварелях, рисунках.
С другой стороны, в декоративных композициях мы часто видим его уязвимое место: изображения людей. «Господин Робер, обращайте больше внимания на ваши фигуры; пишите их в меньшем количестве, но более тщательно» - советует ему Дидро. К тому же декоративные вещи, части общего целого, хороши в той среде, для которой задуманы. Повешенные теперь, как картины, среди чуждой им обстановки, панно Робера, конечно, проигрывают в эффекте.
Робер родился в Париже в 1733 году. Первым его учителем был скульптор Слодц, долго живший в Италии. Он, очевидно, и посоветовал своему ученику поездку за Альпы н направил его к живописцу Панини, которого лично знал. Этот Панини, знаменитый римский художник руин, сыграл решающее значение в направлении таланта юного француза, привив ему вкус к античным фантазиям. Но, конечно, не он один был вдохновителем Робера. И у того и у другого были славные предшественники.
Уже с давних пор руины, эти привидения античного мира, манили художников. Старые мастера, как Полайюоло, Мантенья, Синьорелли, украшали ими свои дали. Руины встречаются часто на гравюрах XVI столетия, они служат излюбленной декорацией пейзажей Пуленбурга и его последователей, входят, как живописный мотив, в картины почти всех голландцев, побывавших в Италии, в особенности в творения Веникса, Аселейна, Юльфта. В XVII столетии, когда рядом с «большим искусством» стали появляться специалисты по разным, боле мелким областям, «живопись руин и архитектуры» образовала особое разветвление, которое блестяще расцвело в XVIII веке. И в России тогда появились, при Дворе Елизаветы и Екатерины, свои живописцы руин. Специализировалось на них семейство Бельских, довольно редкие произведения которых — перспективы фантастических палаццо — встречались тогда в царских дворцах.
[↓ Читать далее]