Донце (или донье) служит подставкой для колончатой ножки ручной прялки, швейки или гребня; на край донца, при работе, садится пряха или швея. Как самостоятельная часть, оно применялось в составных прялках и швейках, и зачастую, свободное от работы, украшало стену избы наравне с лубками, иконами и полотенцами.
Представленные здесь донца (Нижегородской губернии середины 19 века) имеют вид широкой лопатообразной доски (липовой или березовой) с полукруглым обрезом на передней части и пирамидально-выгнутой подставкой (гнездом), для вертикальной части орудия (в данном случае, гребня). Нижегородские донца украшены чрезвычайно любопытным видом скобчатой резьбы с инкрустацией.
Образы пышного дворянского быта 18 века развернуты на этих крестьянских деревянных картинах. Стройные всадники с большими цветами в руках гарцуют на прыгающих конях с веерообразной гривой; изящные кавалеры в высоких цилиндрах ритмичной вереницей проходят по узорной горизонтали доски; даму в вычурной елизаветинской карете мчит летящий конь под аркой массивной дуги; прыгают подражая коням, собачки; стройные кавалеры, держащие цветы и длинные трубки, картинно стоят, изогнув руку, повторяя один другого; дама в кринолине окружена ритмично поставленной группой кавалеров в сюртуках и треуголках; скачет таинственная амазонка на монументальном коне; снова пролетает грандиозная карета — пышные вожжи коня держит в руках нарядный кучер; веет султан на треуголке выездного лакея; барыня в рубчатом кринолине предстала, как в раме, в окне кареты; ряд воинов-кавалеров, подняв обнаженные сабли, проходят орнаментальным рядом; грациозные острокрылые птицы, тонкие травы, разнообразные листы и цветы раскинуты меж фигурами.
[↓ Читать далее]