Ковры производили на Востоке по крайней мере 1400 лет назад. Если на Западе ковры служили для украшения и бывали частично закрыты другими предметами мебели, то на Востоке они несли не только декоративную, но и функциональную нагрузку: они радовали глаз, защищали от холода, в шатрах их клали на землю, чтобы было мягче сидеть и лежать. С возникновением исламской культуры ковры и покрывала приобрели значение святыни: коврик был тем местом, на котором пять раз в день должен, стоя на коленях, молиться мусульманин. Узоры на некоторых ковриках для молитв определяли направление на святой город Мекку.
Основными материалами для ковров в течение веков были шерсть, хлопок и шелк В исключительных случаях в ткань вплетали золотые и серебряные нити. Основы ковроткачества остались почти неизменными: чередование продольных рядов плетеных узелков основы с рядами утка по всей ширине рамы.
Чтобы изучить разнообразие узоров на коврах, необходимо целое научное исследование; особенности узора указывают на место и время его изготовления, а также был ли ткач кочевником, городским ремесленником или придворным мастером. В целом тем не менее можно выделить два направления: геометрический орнамент с использованием прямых линий и растительный орнамент с использованием кривых линий и арабесок.
До 1870 г. для окрашивания нитей использовали природные красители, но впоследствии более широко применялись химические. Ковры считаются старинными, если их соткали до 1920 г., когда узоры на коврах начала диктовать мода из Европы и Америки.
Один из наиболее популярных видов ковров называют «турецким». Но, строго говоря, правильнее эти ковры именовать «анатолийскими», по названию региона, который занимает гораздо большую площадь, чем современная Турция. Анатолийские ковры обычно классифицируют по месту их изготовления, но вообще ковры делятся на ряд категорий, самая большая из которых называется килимами, или килим-коврами. Килимы - это плоские тканые ковры, отличающиеся отсутствием на нитях основы плетеных узелков. На них уходит гораздо меньше материала и труда, и в прошлые времена из них делали занавески, повседневные сумки или использовали в качестве половиков.
Хотя килимы не могут конкурировать с ворсистыми коврами по сложности и тонкости узора, их простой геометрический орнамент выглядит очень приатекательно. Обычно узор представляет собой древо жизни или растительный орнамент, причем последний часто бывает очень стилизованным. Цвета также имеют большое значение, и цена ковра во многом зависит от того, окрашены они природными или химическими красителями. Самыми дорогими являются ковры ручной работы, изготовленные в XIX в. ткачами кочевых племен. Гораздо дешевле различные сумки, в том числе седельные.
Высококачественные килимы продолжают оставаться удачным способом вкладывания денег, и их редко удается приобрести по низкой цене. Кроме того, на рынке очень много их подделок. Поэтому более надежно приобретать ковры в крупных магазинах или аукционных домах или в любом другом месте, где подлинность ковра могут гарантировать.
Ковры с ворсом обычно ткут из шерсти, хотя есть прекрасные персидские ковры из шелка. Подложку ковра составляют уток (поперечные нити) и основа (продольные нити). Для них по традиции берут хлопок, лен или пеньку. Нити для ковров окрашивают природными красителями, такими как индиго и крапп. Концы нитей без узелков собирают в пучок и обрезают, чтобы все они были одной длины. Качество ковра зависит как от причудливости и красоты узора, так и от плотности расположения узелков. Узелки бывают нескольких типов в зависимости от того, где изготовлен ковер. Основные типы называют «турецким» и «персидским». В дизайне ковра выделяют два элемента: центральную часть, которая называется полем, и одну или несколько областей по периметру, образующих бордюр. Поле может быть заткано единственным узором или несколькими одинаковыми «плитками» или медальонами. Лучшие ковры отличаются сложностью узора, гармонией и равновесием.