Антикварный магазин Artefakt.in.ua

(11:00-21:00)  +38 067 3907167   

Антикварные письменные принадлежности

Антикварная женская ручкаВ XIX в. письменный стол был центром управления домашним хозяйством и связи с окружающим миром в любом буржуазном доме. Птичьи перья давно для письма не применялись, поэтому стальные ручки и чернильные приборы стали очень важными предметами. Их делали из самых разных материалов: полированного дерева, бакелита, стекла, керамики, мрамора, серебра и бронзы. Особенно ценятся фарфоровые чернильницы фирм «Ройял Дултон» и «Ройял Копенгаген», из веджвудского, лиможского и делфтского фарфора.

Широко использовались ножи для распечатывания писем, и из них можно собрать очень симпатичную коллекцию. Большей частью они были узкими в сечении или напоминали формой кинжал. Их изготовляли из стали, дерева, кости, слоновой кости и серебра.

Первые надежные и непротекающие авторучки произвели настоящую революцию в письме. Для коллекционера очень важно, из чего они изготовлены. Вообще говоря, наибольший интерес вызывают ручки начала XX в., когда на пик популярности вышли фирмы «Паркер» и «Уотермен», два самых знаменитых производителя авторучек. С конца 1980-х гг. произошел всплеск интереса к старинным авторучкам, из-за чего их цена заметно повысилась. В настоящее время ручки стали отдельной категорией объектов коллекционирования, и аукционные дома посвящают им специальные акции.

В конце XIX в. фирма «Мэби, Тодд энд Бард» разрабатывала авторучки специально для женщин. У изображенной здесь женской ручки зажим для фиксации ручки в кармане заменен петлями для подвешивания к поясной цепочке.

Антикварные стулья Европы и Америки

Антикварный дубовый стулВ XIX в. в США уже существовала вековая традиция изготовления мебели местными ремесленниками, не гнавшимися за послед­ней модой, которую с некоторым запозданием воспринимали из-за Атлантики жители больших городов. Была своя мебель, рожден­ная в Америке, зачастую крашенная или фанерованная. Наиболее известна традиционная мебель, которую ввели в обиход члены религиозной секты шейкеров, отколовшейся от квакеров в XVIII в. Позже приверженность членов секты обету безбрачия явилась причиной ее исчезновения. Сделан­ные вручную предметы отличала спартанская простота и элегантность. Спинка типичного стула шейкеров состояла из четырех стоек, а подлокотники заканчивались набалдашника­ми наподобие шляпки гриба.

В Англии, когда в 1837 г. трон заняла королева Виктория, британский средний класс, появившийся недавно на волне промышленного перево­рота, начал постепенно отказываться от эстетических ценностей XVIII в. В то время быстро развивалось машинное произ­водство, и мебель стали изготовлять на фабриках. Она получилась менее красивой, но более функциональной, конструктивно простой и прочной. Начинает господство­вать увлечение коммерческими стилями мебели, в том числе псевдоелизаветинским, или тюдоровским, возоб­новленным георгианским и викторианским вариантом рококо. К 1880-м гг.. колесо истории совершило оборот, и в моду вновь вошли стили XVIII в. Типичными для того времени стали стулья в стиле чиппендейл с квадратными или гнутыми ножками.

Во Франции буржуазная мода основывалась не на солидной респектабельности, а на эклектичном возрождении старых стилей. Что касается стульев и кресел, то в ходу было такое выражение: "В стиле всех Людовиков". Мода на готику, например, привела к появ­лению кресел со спинками, верх которых представлял собой заостренные арки, а мебель в подражание ба­рокко XVII в. содержала огромное количество разнообразных украшений.

Развитие искусства изготовления стуль­ев в Северной Америке XIX в. шло параллельно с Европой. В начале века превалировал французский ампир, а к сере­дине века стили менялись быстро, как и в Европе. Возрождение рококо эпохи Людо­вика XV привело к появлению кресел, обивка которой крепилась гвоздями с крупными шляпками, с изогнутыми сиденьями и нож­ками, покрытыми резным растительным узором. В Америке возродили и георгианский стиль, хотя в данном случае здесь скорее было обращение к стилю колониаль­ного прошлого страны.

Во второй половине XIX в. многие масте­ра Америки и Европы, откликаясь на моду ретро и движимые идеями прикладного ис­кусства и новыми теориями дизайна, начали делать простые элегантные стулья с заим­ствованиями из деревенского стиля. Сейчас это дорогие и высоко котирующиеся среди коллекционеров изделия.

Оригинальный дубовый стул, изображенный на картинке, создан британским мастером прикладного искусства Чарлзом Войси (1857-1941). В нем очевидны мотивы деревенского стиля, например, шершавое сиденье и лаконичный декор: отверстие в форме сердечка в спинке.

"Окопное" искусство

Военный антиквариат, изделия из гильзБольшинство сувениров в память о Первой мировой войне про­-изводилось в тылу. Тем не менее солдаты в окопах заполняли время между артобстрелами и газовыми атаками созданием тро­гательных подарков друг другу, а также каких-либо сугубо утилитарных вещей даже в том хаосе, что окружал их.

Конечно, у них не было недостатка в металле - кругом было пол­но шрапнели, гильз от патронов и снарядов. Разбитые деревянные мишени и куски дощатых настилов давали достаточно материала рез­чикам по дереву.

Однако большинство произведений окопного искусства были металлическими. Из снарядных гильз делали кувшины, вазы, пепельницы, патронные гильзы превращали в зажигалки. Из обломков шрапнели создавали статуэтки.

Образцы «окопного» искусства время от времени появляются в ан­тикварных магазинах и даже на блошиных рынках. Следует добавить, что цена этих предметов не зависит от их состояния. Грубые паяные швы, вмятины и т. п. часто служат доказательством подлинности вещи и несут в себе «дух» эпохи.

На картинке вы видите как гильза от снаряда превратилась в подставку для витой бутылки, а из патронных гильз был изготовлен нож для бумаги.

Коллекционирование бутылок

Старинные бутылкиДля транспортировки жидкостей древние египтяне первыми начали применять бутылки из дутого стекла. Их опыт переняли римляне, когда Египет попал в состав Римской империи. Пер­вые бутылки имели сферическую форму и закрывались пробками из промасленной пеньки. Цилиндрические бутылки появились, когда их стали затыкать натуральными пробками, и они должны были находить­ся в горизонтальном положении, чтобы пробка постоянно контактировала с жидкостью. Затем в 1823 г. стеклодув Генри Рикетс придумал выдувать бутылки в форму, и это означало, что можно бы­ло производить в больших количествах дешевые емкости одинакового размера. Кроме того, на бутылках теперь можно было наносить рельефный рисунок.

Когда в конце XIX в. приобрели популярность газированные напит­ки, от натуральных пробок вынуждены были отказаться, поскольку те не держали газ, но англичанин Хирам Кодд нашел решение - он за­патентовал пробку из стеклянного шарика с резиновым уплотнением. Пробка находилась внутри бутылки и удерживалась давлением газа.

Чтобы налить жидкость из бутылки, пробку надо было вдавить внутрь с помощью небольшого штифта. Эта остроумная пробка просуще­ствовала до 1940-х гг. и была предшественницей винтовых и металлических пробок, которые применяют до сих пор. Бутылки Кодда наиболее ценимы коллекционерами и стоят очень дорого. Но надо быть внимательным, поскольку часто встречаются подделки.

Некоторые коллекционеры собирают старые пузырьки от лекарств, а также баночки из-под специй, например, горчицы. Самые лучшие места для поисков - свалки и домашние чуланы. Если такой грязный способ удовлетворить страсть для вас не подходит, бутылки можно купить в антикварных магазинах и на блошиных рынках. Кроме стеклянных на рынке можно найти фаянсовые бутылки и кувшины, обычно натурального цвета и иногда коричневым горлышком. Чаще всего встречаются фаянсовые бутылки из-под имбирного пива, но такие же бутылки, покытые соляной глазурью, используются для уксуса, виски и других жидкостей.

Серебряная посуда для спиртных напитков

Антикварная серебрянная посуда для спиртных напитковУпотребление за едой спиртных напитков - давняя традиция, и, чтобы удовлетворить ее, часто использовались предметы из се­ребра. Для вина служили кубки, которые изготавливали с XVI в. Распространены были также стаканы, некоторые сохранились с XV в. 

Вино подавали охлажденным, и в Англии делали большие емкости, которые вмещали несколько десятков бутылок. В XVIII в. появились охладители меньшего объема, а также ведерки, которые можно было заполнить льдом. Небольшие охладители были особенно популярны в континентальной Европе. На горлышки графинов часто вешали на цепочках небольшие декоративные этикетки с названием вина, напри­мер «портвейн», поэтому ошибиться было трудно. В XVIII в. популярным напитком был пунш, и для его приготовления и розлива делали самой различной формы чаши и ковшики. 

Серебряные кубки делали в XVIII в. и даже позже, хотя для этой цели все шире использовали стекло. Чаша изображенного на картинке серебряного с позолотой кубка XIX в. напоминает по форме стакан. Он украшен гравировкой в виде листьев и аканта, а также перьев, которые были символом принца Уэльского. На ножке ряд чеканных валиков. 

Пивные кружки с крышками вошли в широкое употреб­ление в XVI в. в странах Северной Европы и Англии, хотя английских кружек тех времен сохранилось очень мало. Немецкие и скандинавские кружки более богато декорированы, чем английские, на которых практически нет укра­шений. Европейские кружки были разных размеров. Например в Швеции XVII в. были популярными широкие и низкие кружки на трех шариковых ножках. В континентальной Европе их украшали с по­мощью чеканки и гравировки, иногда на стенки помещали медали или монеты. В течение XVIII в. в Европе возросло потребление вина и крепких напитков, а пива и эля пить стали меньше. Лишь в XIX в. производство пивных кружек снова возросло, и их стилизовали под старину. Пивные кружки без крышек делают по на­ши дни.

<<  17 18 19 20 21 [2223 24 25 26  >>  
Вы здесь: Главная Статьи об антиквариате

Twitter