Антикварный магазин Artefakt.in.ua

(11:00-21:00)  +38 067 3907167   

Столовое стекло 19 века

Антикварное Столовое стекло 19 векаМеханизация производства, происходившая в XIX в., позволила устранить в стекляных изделиях небольшие неточности ручного дутья и избавиться от маленьких воздушных пузырьков, которые часто встречаются в изделиях XVIII в. Количество видов стеклянной посуды возросло многократно, и к концу столетия стекольщики производили наборы для спиртных напитков из двенад­цати предметов шести различных типов: для шерри, рейнского вина, кларета, портвейна, ликера и шампанского, а также делали стеклян­ные графины, кувшины и пр. Основные украшения наносили теперь не на ножки, а на стенки стаканов и бокалов. Узоры делали с помощью травления кислотой, абразивных алмазных кругов или алмазных ре­заков, а также гранильных кругов. Гранение применяли для дешевых изделий массового производства, а гравировку для тонких, фигурных изображений.

На картинке: Бокал под шерри (слева) украшен изображениями виноградных листьев и гроздей; бокал под портвейн (в центре) имеет граненые ножку и чашу; бокал под ликер (справа) выполнен в форме цветка чертополоха (символа Шотландии), возможно, предназначен для драмбью - ликера из шотландского виски, меда и трав, - сверху покрыт гравировкой, а основание чаши алмазной огранкой.

Старинный голландский фаянс

Голландский фаянс, антиквариат. Ваза для цветов.В Европе в эпоху Возрождения «оловянная» глазурь (прозрачная свинцовая глазурь с добавлением оловянных шлаков) использо­валась, чтобы «побелить» гончарные изделия оранжевого или темно-желтого цветов. В XIV в. покрытые оловянной глазурью изделия в мавританском стиле были очень популярны в Испании. В Италии их называли майоликой. Однако знакомство с китайским фарфором привело к возникновению новых традиций. К середине XVII в. все крупные государства Европы производили свою глазуро­ванную керамику. В Голландии ее название звучало как «делфт», в Англии - «делфтвер», во Франции - «фаянс», в Германии и Скандинавии - «фаянсен».

К концу XVII в. спрос на ввозимую с Востока гончарную продукцию стал огромным, но по цене она была доступна только очень богатым слоям общества. Чтобы обеспечить керамикой основную массу населения, голландские гонча­ры делали миски, тарелки, вазы и кувшины и расписывали их на манер восточного фарфора. Особенно они были по­хожи на украшенные кобальтом китайские изделия. Несколько фабрик находились в голландском городе Делфте и выпускали керамику с китайскими пейзажами и изображениями пионов и хризантем. Вслед за голландцами копировать китайский фарфор стали французские и немецкие мастера.

Датские мастера расписывали кобальтом в китайском стиле типично голландские изделия - вазы для тюльпанов (одна из таких ваз изображена на картинке). Обычно эти вазы имели форму параллелепипеда с многочисленными отверстиями в верхней части, куда вставляли стебли цветов. Но иногда вазам придавали удивительную форму, например, фантастической башни.

Статуэтки, маски, настенные вазы и тарелки эпохи ар деко

Антикварные настенные вазы ар декоВ эпоху ар деко очень популярны были китайские украшения. Почти в каждом доме на каминной полке стояла пара статуэток. Такие же статуэтки украшали полки горок и сервантов. Часто статуэтки представляли собой фигуры очаровательных девушек в кринолинах или нарядах прошлых времен. Но выпускали и статуэтки современных девушек, так же очарователь­ных. Изготовление таких фигурок в живых позах, без обуви, с короткой юбкой - и даже полуобнаженных или обнаженных - представляло для художника сложную задачу, поскольку китайские статуэтки для устой­чивости имели широкое основание, поэтому люди либо стояли на подставке, либо их изображали сидящими на стуле или скамейке. Английские статуэтки, отражая веяния моды, часто были многофи­гурными. например, около девушки могла находиться собачка. В статуэтках из других европейских стран стиль ар деко проявлял­ся более определенно. Это касалось и сюжетов. Особенно это было заметно в продукции австрийца Голдшейдера и чеха Дукса. Эти экземпляры помечены авторами, но есть множество более посредственных и дешевых изделий, которые различаются только страной происхождения. Тем не ме-­нее эти маленькие статуэтки полны очарования той эпохи и представляют большой интерес для многочисленных коллекционеров.

Другими характерными изделиями гон­чаров периода ар деко были маски - обычно в виде головы молодой женщины, - которые вешали на стену в качестве украшения. Неко­торые из этих масок очень эффектны - ведь в 1930-х гг. моделями для них выступали известные кинозвезды.

Как и настенные маски, настенные вазы являются фирменным знаком периода ар деко. Они не так впе­чатляют, как маски, но были даже более популярны. Обычно вазы вешали по обе стороны от камина. И сейчас они могут служить по прямому назначению: в них можно держать све­жие цветы или букеты из засушенных растений, которые так популярны среди дизайнеров интерьера. Изображенные здесь две настенные вазы в виде шляпок сделаны на фабрике «Безуик».

Настенные тарелки давали художникам возможность создавать ху­дожественные изделия для массового производства, которые стоили совсем немного. Их практически каждый мог купить и окунуться в ат­мосферу ар деко. Некоторые из подобных вещей, в частности от Кларис Клифф, сейчас довольно дороги, но на рынке есть масса других прив­лекательных произведений, что предоставляет коллекционеру широкую свободу выбора. Большинство тарелок почти переста­ли выпускать после 1930 г., но некоторые изделия, например, с изображением летящих уток, продолжали делать до 1970-х гг.

Серебряные кофейники и чайники

Антикварный серебряный чайникС кофе в Европе познакомились в XVII в. Вскоре напиток стал по­пулярным, и кофейни, где можно было обсудить деловые проблемы, превратились в очень посещаемые заведения. По­скольку кофейная гуща скапливается в нижней части сосуда для варки, то носик должен начинаться на большей высоте, чтобы гуща не попадала в чашку. Поэтому кофейники более высокие и узкие, чем чайники или шоколадницы. В Европе и в Англии XVIII в. бы­ли два типа кофейников. Один, обнаруженный во Франции, был грушевидной формы, часто украшенный спиральным чека­ненным или гравированным узором. Он стоял на трех маленьких ножках, а его руч­ка была перпендикулярна носику.

У другого типа ручка располагалась на противоположной стороне от носика. Такие кофейники делали в Англии, США и странах Европы. У некоторых ранних английских кофейников ручка располагалась под прямым уг­лом к носику, но после 1730-х гг. такие кофейники больше не встречаются, а конусообразная форма корпуса уступила место грушевидной.

Шоколад, завезенный из Вест-Индии в Европу в XVII в., стал еще одним популярным напитком, и для его приготовления делали специальные сосу­ды из серебра. Но между кофейниками и чайниками для шоколада есть существенная разница: ручка на крышке делается съемной или откидной, чтобы в процес­се готовки напиток можно было помешивать особым стержнем. Такие чайники обычно меньше кофейников, хотя встречаются кофейники, переделанные из чайников для шоколада после того, как какао и шоколад начали варить в гор­шочках, и специальные сосуды стали не нужны.

Голландская Ост-Индская компания впервые завезла чай в Евро­пу в начале XVII в. Поскольку напиток был очень дорогим, то его заваривали в маленьких чайниках, напоминавших по фор­ме фарфоровые кувшины для вина, которые тоже доставляли из Китая. Обычай выпить чаю после обеда становился все популярнее, и размеры чайников увеличились, хотя напиток еще был дорог. Именно поэтому в XVIII в. ларцы, в которых хранилась заварка, за­пирали на замок. Таким образом, слуги лишались возможности своровать заварки.

Стили и формы чайников менялись в течение всего XVIII в., но на­боры для чая, какими мы их знаем сегодня, появились в XIX в., когда чаепитие во второй половине дня стало твердой привычкой. В такие наборы могли входить кувшин для горячей воды, молочник, сахарни­ца и другие предметы. Для приготовления чая использовали также котелки, самовары и другую посуду.

На изображенном здесь чайнике вы можете увидеть типичные атрибуты времени: деревянная ручка на корпусе и ручка в виде птицы на крышке. Этот чайник сделан в Германии в 1765 г. Форма в виде перевернутой груши и носик в виде ветки характерны и для фарфоровых чайников того времени. Чайники, выполненные в подобном стиле, встречаются в США, в Англии они популярности не приобрели.

Старинные веера

Антиквариат. Старинные веера.Веера появились на Востоке не менее 2000 лет назад. Первона­чально веерами служили листья растений, форму которых в дальнейшем приняли искусственные веера. Их внешний вид и функции за это время поменялись кардинальным образом. Перво­начально они имели чисто практическое назначение - давать прохладу, раздувать огонь, отгонять мух. Только не так давно они при­обрели ритуальное и общественное значение. Слуга с веером подчеркивал социальное положение господина, а открытый плоский веер стал непременным аксессуаром аристократии и богатых торговцев Японии и Китая.

Складной веер, который, вероятно, появился в Японии, был более компактным, и в сложенном состоянии его можно было носить в ру­каве или в сумке. К XVII в. складные веера с первыми купцами, отправившимися на Восток, попали в Европу и вскоре стали важной деталью женского наряда. Ни одна следящая за модой дама не появ­лялась без него в обществе. Особенно они были нужны при дворе. С их помощью можно было пошептаться украдкой, скрыть выражение лица или подать знак любовнику.

Большинство складных вееров состоит из пластин, к которым час­то бывает пришита или приклеена основа из бумаги или ткани. Крайняя пластина, обычно имеющая большую толщину и изготовлен­ная из прочного материала, называется костяком. Веера делались из шелка, атласа, кружева, бумаги, перьев.

Датировать старинные веера можно по их размеру, по форме плас­тин, по отношению длины пластин к ширине основы, по углу раскрывания веера, а также по стилю и сюжету украшающего его изоб­ражения. Главными способами украсить основу были роспись (в том числе сюжетная), печать и вышивка, а пластины и костяки, обычно из­готовленные из кости, дерева, слоновой кости или рога, покрывали тончайшей резьбой, лаком, а также инкрустировали перламутром, че­репаховым панцирем, металлом или самоцветами.

Старинные, сделанные на заказ и вручную расписанные веера XVIII в. очень дороги и довольно часто появляются на аукционах. Но в антикварных магазинах, бутиках и лавках древностей удается найти за разумную цену веера XIX и начала XX в. Эти хрупкие предметы легко можно повредить, и хранить их нужно в прохладном, темном и сухом месте.

На фото: Вверху слева - имитация восточного круглого веера изготовлена в 1960 г. из бумаги и пластмассы. Вверху справа - расписанный вручную японский веер начала XX в. с бумажной основой, деревянными пластинками и костяком из слоновой кости, инкрустированной изображениями насекомых. Внизу справа - французский складной веер без основы с украшенными пластинами, изготовлен в середине XIX в. Внизу слева - тонкий китайский веер с пластинами из ажурной слоновой кости изготовлен в 1840 г. В центре - веера с кружевной основой в больших количествах производили для туристов в Испании в 1960-1970-х гг. Больше информации вы можете узнать в статье "Веера" на нашем сайте. 

<<  14 15 16 17 18 [1920 21 22 23  >>  
Вы здесь: Главная Статьи об антиквариате

Twitter