Грандиозные предприятия издательства И. Д. Сытина ведут свое начало от той маленькой, в одну машину, литографии на Воронухиной горе, которую открыл И. Д. Сытин в 1876 году, служа еще у Шарапова. Литография была открыта в кредит. Доход от неё являлся для Сытина подсобным заработком к тому содержанию, которое получал он от хозяина. Литография производила исключительно народные картины. В числе рисовальщиков был нынешний директор Правления М. Т. Соловьев. В периоды наибольшего спроса на картины литографские станки «ходили» и ночью, причем сам Сытин по утрам, до выхода в «хозяйскую лавку», усердно работал в маленькой прихожей, разрезая только что отпечатанный картины. Так современный «Наполеон книжной торговли» начинал свое собственное дело.
В своем новом деле Сытин со свойственной ему предприимчивостью и умением смотреть вперед поступал, как он сам свидетельствует в своей автобиографии, по-новому: шел на риск, приглашал лучших рисовальщиков и мастеров, в цене с ними не торговался, но требовал хорошей работы, усердно изучал вкусы народа, следил за рынком. Результаты сказались очень быстро. Товару не хватало. Покупатели торговались не в цене, а в количестве. Сытинские картины не залеживались в лавке, а «из-под рук» сразу же распределялись между покупателями.
Первым толчком, быстро двинувшим крохотное предприятие по пути развития, была русско-турецкая война 1877 года, когда сразу сильно увеличился спрос на народные картины и карты военных действий.
Вторым толчком была Всероссийская Промышленная выставка в Москве в 1882 году. Литография приняла участие на выставке своими «лубками». Академик Боткин, заведовавший художественным отделом выставки, обратил на них особенное внимание, как на лучшие народные картины.
За выставку Сытин получил награду - серебряную медаль на Станиславской ленте. Но не в этом сказалось значение выставки: последствием её было повышение художественной стороны народных картин. По указанию и совету Боткина, при производстве народных картин сытинская литография впервые стала пользоваться копиями с картин лучших художников. Началась та революция в народных картинах в сторону улучшения их содержания и художественнаго выполнения, которая потом красною нитью проходила и продолжает проходить чрез всю деятельность Товарищества в этой области.
Улучшение фабрикатов литографии повышало и спрос на них. На очередь встал вопрос о расширении предприятия. Первоначальный рамки были тесны, они не давали возможности поставить дело так, как того требовал все увеличивавшийся спрос со стороны рынка. Шарапов, в тесном единении с которым работал Сытин, привык жить и работать по старине, тихо, на расширение не шел, новизны и широты боялся. «Мне это не впору, - говорил он Сытину, - я буду вести свое дело потихоньку, а ты будешь шагать все дальше и дальше. Давай разойдемся, открывай свою лавку, я тебе помогу».
[↓ Читать далее]