Антикварный магазин Artefakt.in.ua

(11:00-21:00)  +38 067 3907167   

Фарфор Мейсона

Антиквариат. Фарфор МейсонаЭтот фарфор изготовляли из глины, которая выдерживает более высокую температуру, чем обычная керамика, и поэтому изделия получались более твердыми и не пропускали воду, даже если их не покрывали глазурью. Такую глину добывали в долине Рейна, и там начали делать первый фарфор. Его экспорт оказал огромное влияние на гончарное искусство континентальной Европы и Англии. К 1720-м гг. В Стаффордшире к глине стали добавлять каолин и измельченный кремень, поэтому фарфоровая масса получалась более легкой и не сероватой, а белой.

Затем в начале XIX в. Майлз Мейсон начал добавлять в исходную массу стекловидный шлак и получил очень прочный просвечивающий фарфор. Его сын Чарлз в 1813 г. запатентовал новый материал под названием «Железно-каменный фарфор Мейсона» (Mason's Ironstone China), и до середины века его фабрика выпускала широкую гамму изделий как для бытовых нужд, так и декоративных. В 1848 г. фабрика обанкротилась и перешла в собственность Френсиса Морли; с 1973 г. она входит в Веджвудскую группу компаний.

Привлекательность фарфора Мейсона в прочности и яркой росписи. Мода на японские изделия в середине XIX в. привнесла в роспись восточные мотивы в сине-зелено-красной гамме, иногда с позолотой.

Тарелки, блюда и столовые приборы из серебра

Антикварное серебрянное блюдоВ XVIII и XIX вв. в Европе прием пищи был тщательно разработанной церемонией, и для разных блюд требовались свои виды посуды. На столе присутствовала супница, которую в XVIII в. изготовляли массивной и богато украшенной; были закрытые крышками блюда с овощами и открытые блюда с мясом и закусками. Тарелки, предназначенные для основного блюда и десерта, были разных размеров. Форма тарелок почти не менялась в течение нескольких веков, хотя тарелки с рельефным ободком обычно более старые, чем с ободком, украшенным орнаментом из ряда параллельных валиков. Поскольку тарелки были функциональными предметами посуды, то ободком все украшения и ограничивались.

Обычным явлением было подавать то или иное блюдо на подносе с изображением животного, из которого оно приготовлено. То же можно обнаружить среди фаянсовой и фарфоровой посуды. Здесь изображен пример подноса для рыбы. В Англии такие предметы, в отличие от континентальной Европы, встречаются довольно редко.

Состав и форма предметов столовых приборов развивались в течение веков. Например, обычай пользоваться для еды вилкой ввел в Англии Карл II, познакомившись с ним на континенте. Сначала в одном стиле делали наборы из вилок и ложек, и только в XVII в. в едином стиле начали изготавливать и ножи. Старинные ножи в хорошем состоянии почти не сохранились, поскольку их рукоятки были не серебряные, а посеребренные. Поэтому во многих сервизах ножи имеют меньший возраст. Многие черты дизайна, например, рассеченный на три части конец рукоятки, позаимствованы во Франции.

Разнообразие подаваемых блюд требовало множество предметов, чтобы разлить и разложить их по тарелкам. В XVIII в. такие приборы стали частью обеденных сервизов. Там были предметы для подачи рыбы, половники для разливания супа, черпаки, вилки для раскладывания овощей, мяса, соусов. Встречаются полные наборы посуды, изготовленные в XX в. и реже - в XIX в.

Суповые ложки, вилки и ножи для рыбы появились в Англии в XIX в. Для десертов предназначались другие предметы, среди которых чайные ложечки и ножницы для виноградных гроздьев. Интересным объектом коллекционирования являются специальные серебряные ложечки для извлечения костного мозга, который считался деликатесом.

Старинные рекламные плакаты

Антикварные рекламные плакатыРекламные плакаты выпускали еще в XVIII в. Вначале их печатали вручную и указывали на них лишь названия товаров и цены на них. Однако к началу XIX в. способы печати усовершенствовались, и плакаты можно было печатать массовыми тиражами. Их содержание стало интереснее, но почти до конца XIX в. они не содержали иллюстраций. Когда плакаты начали иллюстрировать, то это могли быть и простые контурные рисунки, и полноцветные изображения.

К 1920-м гг. реклама превратилась в большой бизнес, и на публику обрушились потоки продукции, над которой работали самые лучшие художники. Специалисты по рекламе абсолютно справедливо утверждали, что если плакат не доходит до сознания потребителя меньше, чем за две секунды, то рекламируемый товар продаваться не будет.

Художники-плакатисты применяли разные техники и стили - от юмора до пафоса, - чтобы лучше донести идею плаката до зрителя. Рекламные плакаты, созданные знаменитыми художниками, разумеется, стоят немало. Некоторые из них принадлежат кисти Альфонсо Мучи, который больше известен как автор театральных афиш в стиле модерн. Так, Муча выполнил рекламные плакаты папиросной бумаги «Джоб» и шоколада «Нестле». Великий Джон Хэссэл создал несколько плакатов, рекламировавших печеночные препараты «Эндрю», а Кассандр изготовил в 1937 г. великолепную рекламу «дюбонне».

Другим видом красочной рекламы были иллюстрированные «торговые карточки». Они впервые появились в 1870-х гг., и их прикладывали к сигаретам, чаю и другим продуктам. Покупателей призывали собирать их и таким образом заставляли оставаться верным данной фирме.

На таких небольших рекламах изображали популярные сюжеты, в том числе из естественной истории, спорта, транспорта, а также портреты знаменитостей. Полные наборы карточек сейчас встречаются очень редко и, как следствие, стоят достаточно дорого. Гораздо дешевле, но привлекательнее открытки, рекламирующие товары и услуги. Такие бесплатные приложения к товарам обычно печатали на тонком картоне, и они быстро рвались. Но нередко они бывали отлично оформлены.

Старинные шахматы

Старинные шахматыКогда появились шахматы, до сих пор неизвестно. Прототип этой игры попал из Индии в Персию в начале VII в. Оттуда игра распространилась по странам мусульманского мира и наконец дошла до Европы.

Европейцы придали шахматным фигурам новую форму и дали новые названия: слон из персидской версии в Англии стал аббатом, а во Франции - дураком. В XV в. произошли изменения в правилах передвижения ферзя и слона, и в таком виде шахматы дошли до наших дней. На большей части Европы игра в шахматы была привилегией богатых и праздных людей, и любители проводили в игре изрядную часть своего досуга. Доски инкрустировали ценными породами дерева, а фигуры отливали или вырезали в соответствии с национальным стилем и модой. У немецких и австрийских шахматных королей, например, на коронах имелись отверстия, а среди других фигур были двуглавые рыцари.

Самым распространенным материалом для фигур явилось дерево, но их вырезали из слоновой кости, камня, кости и рога. Очень красивы китайские шахматы с королями и ферзями в одеяниях мандаринов, стоящими на подставках из тонко вырезанных концентрических сфер, сделанных из одного куска слоновой кости и свободно перемещающихся одна внутри другой. Среди дорогих, а также редких материалов для изготовления шахматных фигур - серебро и золото, сталь и бронза, перламутр и янтарь, фарфор и стекло.

Шахматные фигуры, изображающие людей и животных, скорее предназначены не для игры, а для любования. Хотя и разрозненные фигуры могут представлять собой подлинное произведение искусства, истинных коллекционеров интересуют только полностью укомплектованные наборы.

Здесь изображен типичный для XIX в. набор крашених деревянных фигур, выполненных машинным способом. Хотя он предназначен для игры, но если, как здесь, фигуры находятся в хорошем состоянии, в подлинном обитом сукном футляре красного дерева, то за ним будут охотиться коллекционеры.

Изделия из стекла в стиле модерн

Антикварные изделия из стекла в стиле модернСтекло благодаря своей податливости как нельзя лучше устраивало мастеров стиля модерн, позволяя им выразить себя в плавных контурах и причудливом дизайне. Но оно еще было прозрачным, что привлекало художников, стремившихся к легкости и изяществу.

Большинство новаторов-стеклодувов, включая Эмиля Галле, работали в городе Нанси. Высочайшего уровня Галле достиг благодаря знаниям ботаники и естественной истории, а также изучению восточного стекла и фарфора в Лондоне. Его очень привлекала возможность использования матового и прозрачного цветного стекла и получения рельефного рисунка на поверхности накладыванием нескольких слоев стекла разных цветов. Иногда он использовал плавиковую кислоту, чтобы сделать поверхность сосуда «рябой» или полосчатой. Он мог вплавить в стекло листок из металла, золотую пудру или эмаль. Использование эмали в стеклянных изделиях помогало ему получать более насыщенные цвета. Другие фирмы, изготавливавшие в Нанси изделия в стиле модерн, например «Даум» и «Мюллер Фрер», брали на работу мастеров, учившихся у Галле.

Прочные традиции изготовления художественного стекла существовали в Германии и Австро-Венгрии, где дизайнеры использовали все возможности технологии, чтобы получить изображения с радужным эффектом и плавными текучими контурами. Их изделия более изящны и встречаются реже, чем французские.

В США самым известным мастером художественного стекла быт Луи Комфорт Тиффани. Его компания «Тиффани глас энд декорейшн», основанная в 1879 г., быстро стала процветающим предприятием. Открыв новые мастерские в Короне, Тиффани начал делать изделия в технике «фавриль», позволяющей создавать многоцветное стекло с эффектом перламутра. Нужной текстуры и блеска Тиффани достигал применением различных растворов и паров.

Изображенные здесь три вазы, стоящие на инкрустированном столе, сделанном Галле, изготовлены стеклодувами из школы Нанси. Левая ваза с морским пейзажем появилась в мастерской Мюллера Фрера, ваза в центре с изображением мухоморов - в мастерской Даума. Ваза с цветами в восточном стиле вышла из рук Галле, черпавшего вдохновение в простых формах японской керамики и стекла.

<<  11 12 13 14 15 [1617 18 19 20  >>  
Вы здесь: Главная Статьи об антиквариате

Twitter