Антикварный магазин Artefakt.in.ua

(11:00-21:00)  +38 067 3907167   

Изделия из слоновой кости: окимоно, нэцкэ, шахматные фигуры

Антикварные изделия из слоновой кости: окимоно, нэцкэ, шахматные фигурыВ Китае из слоновой кости вырезают фигурки уже тысячи лет. Причина в том, что она легко режется, а полировкой можно сделать ее поверхность гладкой и блестящей. Среди тонких и причуд­ливых предметов, которые в течение веков китайские ремесленники изготовляли для внутреннего рынка, главное место занимали религи­озные, в первую очередь статуэтки сидящего Будды. На экспорт шли в огромных количествах футляры для игральных карт, ажурные кон­-центрические шары и веера.

Однако именно в Японии эпохи Мэйдзи (1868-1912) членами Токийской школы искусств созданы уникальные изделия из слоновой кости - удивительно «живые» статуэтки воинов, гейш, крестьян и ры­баков. Уже в то время эти фигурки - так называемые окимоно - очень высоко ценились и стоили больших денег как в Японии, так и на За­паде. Сегодня их цена не упала. Хотя сейчас торговля слоновой костью практически везде считается преступлением, рынок античности сла­бо реагирует на недавно принятые международные акты по защите дикой природы. Японцы до XIX в. не использовали слоновую кость в больших количествах, и прежде маленькие изделия они вырезали из бивней кабанов и моржовых клыков.

Многие окимоно сделаны чрезвычайно реалистично и передают характер персонажа. Детали - на фигурке, изображенной на фото это плетение корзинки и узор на одежде - выполнены кропотливо и с большой точностью. Фигурка подписана художником Сиего.

Небольшие фигурные изделия (зачастую фигурки животных), или нэцкэ, крепили к концу шнур­ка, на котором висели инро. Нэцкэ также находились на шнурках, которыми затягивали кошельки и кисеты с таба­ком. Подобные предметы нельзя считать чисто японскими. Нэцкэ представляли собой миниатюры, вырезанные из кости, рога, скорлу­пы орехов и фруктовых косточек. В этих вещицах проявляется удивительное мастерство резчиков, и коллекцию нэцкэ можно держать дома и постоянно любоваться ими, хотя они довольно хрупки и тре­буют бережного обращения. Изготовляя нэцкэ, резчики старались показать самые мелкие детали.

Среди статуэток из стоновой кости особенно привлекательны наборы шахматных фигур, которые изготовляли в мастерских китайского города Кантон. Бивни для них привозили из Индии, и стоновая кость отличается белизной. Белые фигуры имеют натуральный цвет, а те. что в Европе делают черными, покрашены в ярко-красный цвет. Вряд ли встретятся шахматы, изготовленные ра­нее конца ХVIII в.; большинство датируется XIX и началом XX в. Поскольку они все имеют практически одинаковый дизайн, то время их создания определить очень трудно. Фигурки с проработанными де-­талями всегда очень тонко сделаны, и приятно не только играть ими, но и просто держать их в руках и любоваться. Часто они представля­ют собой воинов противоборствующих армий, где шахматные кони представлены всадниками, а пешки - пехотинцами. 

Карнавальное стекло

Антиквариат, карнавальное стекло.В 1907 г. в Фентоновской компании художественного стекла из Уильямсбурга, Западная Вирджиния, удалось получить прессованное стекло с радужной поверхностью, напоминавшее изделия, получаемые ручным дутьем в компании Тиффани с 1880-х гг. Позже выпуск подобных изделий освоили и другие производители, в первую очередь компания «Нортвуд» из За­-падной Вирджинии и «Империал» и «Миллерсбург» из Огайо. Новый вид стекла, которое называли радужным, тафтой, «тиффани для бед­няков» и, наконец, карнавальным, приобрел огромную популярность в США, а после 1918 г. и в Европе. Хотя стекло производилось машин­ным способом, предметы после остывания часто обрабатывались вручную, чтобы придать им неповторимость. Радужный эффект воз­никал благодаря осаждению на поверхности изделий при остывании солей металлов, покрывавших внутреннюю поверхность формы, и об­-разованию из них тонкой пленки при повторном нагреве. Позже пленку начали наносить на поверхность стекла напылением, и пов­торный нагрев уже не был нужен. Способы украшения изделий подсказывала природа, но особенно хорошо смотрелись изделия асимметричной формы с плавно искривленной поверхностью.

Были популярны «оборчатые» края. Если стекло перед нане­сением пленки не окрашивали, то изделия из него стоили дешевле. Были популярны все оттенки желтого - от блед­но-золотистого до оранжево-красного, а также лиловый цвет. Пользовались спросом предметы зелено­го и синего цветов. Красное стекло встречается реже и поэтому больше ценится коллекционерами. Для изображенной на картинке сахарницы (1920) использовали стекло нежного голубого цвета. Узор напоминает кожуру ананаса.

Антикварные буфеты

Антикварные буфетыВ XIX в. в Великобритании и других странах Северной Европы бу­феты были очень важным видом мебели. В сельской местности их считали достаточно красивыми, чтобы использовать как сервант в гостиной, в городах буфеты были частью кухонной мебели.

Первые буфеты представляли собой длинный стол с двумя или бо­лее выдвижными ящиками; верхняя часть с полками появилась только в XVIII в. Хотя она редко крепилась к столу, а чаще просто стояла под силой тяжести, но без этой «надстройки» в XIX в. не обходился буфет практически ни в одном английском доме. «Надстройки» часто укра­шали резным орнаментом, снабжали подставками для полок, стяжками, выполненными в якобинском стиле или в стиле ренессанса. Все же большинство буфетов отличались очень скромным дизайном.

В Англии буфеты делали из твердых пород дерева, как правило, дуба, хотя для декоративной окантовки использовался шпон ореха и красного дерева. Для изго­товления так называемых валлийских буфетов использо­валась сосна. Эти буфеты помещали не только на кухнях, но и в гостиных и выставляли на них лучший фарфор.

Деревенская простота буфета, то есть того вида мебели, который впервые появился в сельской местности, давала творческий простор мастерам прикладного искусства. Изображенный на фотографии образец, сделанный из различных пород фруктовых деревьев, наглядно демонстрирует это. Он достаточно привлекателен, чтобы стать украшением гостиной, и в то же время очень функционален, чтобы пригодиться на кухне.

Британские изделия из минералов Викторианской эпохи

Антикварные Британские изделия из минералов Викторианской эпохиВ Викторианскую эпоху у англичан проснулся огромный интерес к окружающей природе. Они собирали засушенные цветы, ока­менелости, ракушки. Поэтому неудивительно, что люди коллекционировали также кристаллы горного хрусталя и самоцветы. Как следствие, успешно пошел бизнес у тех, кто резал и полировал эти камни и делал из них сувениры. Особенно много их изготовляли в приморских городах Шотландии - излюбленном месте проводящих отпуск британцев. Чистый кварц из Корнуолла, аметисты, гелиотро­пы и дымчатый кварц из Шотландии полировали и оправляли в серебро и иногда даже в золото. Из агатов, или полосатого кварца, из Шотландии, Германии и даже далекой Бразилии делали серьги и броши. Также пользовались спросом янтарь из Прибалтики и чер­ный, похожий на уголь, гагат, образовавшийся из окаменевших остатков деревьев. Эти украшения вполне по карману среднему кол­лекционеру нашего времени.

В Викторианскую эпоху вдовам было положено строго соблюдать траур. К 1860-м гг. его длительность по обычаю составляла год и один день, и весь срок вдова должна была ходить в черном. Ограничения касались и украшений. Черные ювелирные изделия из­готовляли из гагата, легкого и хорошо поддающегося резке и полировке минерала. Серьги, броши и кулоны из него имели фор­му крестиков, якорей и сердечек (символизировавших веру, надежду и милосердие), а также греческих букв АЕI, которые образовывали сло­во, в переводе означавшее "навсегда". Ювелирные изделия для траура, такие как браслеты и медальоны, делали со специальным местом для пряди волос усопшего.

Изображенный на картинке гарнитур из бус, браслета, серег и броши сделан из розовых кораллов, вырезанных в форме розанчиков. Возможно, он предназначался в качестве подарка молодой девушке.

Английские ювелирные изделия начала 20 века

Антиквариат, английские ювелирные изделия начала 20 векаВ начале XX в. любимым драгоценным камнем стал бриллиант, и обычай, существовавший в девятнадцатом веке в Ве­ликобритании, что бриллиантовые украшения нельзя носить днем, канул в Лету, когда в 1901 г. королем стал Эду­ард VII. Великие ювелиры Картье, Бушерон и Фуке в Париже и Гаррардс в Лондоне стали Меккой для богачей и создали сталь традиционных ювелирных изделий времен короля Эдуарда.

В целом эти украшения не слишком отличались от из­делий XIX в. Были популярны кулоны и охватывающие шею колье, но носили и длинные колье, а также широкие браслеты. В то же время с тончайшим мастерством использовались неок­лассические мотивы XVIII в.: ленты, лавровые листья, пальметты. Те, кто не мог позволить себе настоящие бриллианты, покупали стра­зы из твердого сверкающего стекла. Хорошие стразы стоят того, чтобы их приобрести, особенно если они оправлены в серебро.
В XX в. ювелирами было освоено много новых материалов - пла­тина, палладий, анодированный алюминий и др.

На картинке изображены: серьги в виде звездочек с сапфирами и бриллиантами; кулон из платины и золота украшенный эмалью и жемчужиной; бриллиантовая брошь; ажурная брошь с бриллиантами, сапфирами и жемчугом; кулон, украшенный эмалью и стразами; серебряные серьги со стразами.

<<  20 21 22 23 24 [2526 27 28 29  >>  
Вы здесь: Главная Статьи об антиквариате

Twitter