Под влиянием движения «Искусство и ремесла» и поклонников стиля модерн, которые выступали за возвращение к простым материалам, американские дизайнеры первых двух десятилетий XX в. старались обойтись без фанеровки столов и предпочитали кривые линии и открытые соединения деталей.
В Европе в эти годы доминировал стиль модерн. Массивные обеденные столы не удовлетворяли требованиям этого стиля, но мебельные мастера в крупных центрах, таких как Париж, Вена, Нанси, Мюнхен, Брюссель и Милан, изготовляли пристеночные и чайные столики оригинальной формы и тем не менее не порывали с традициями прошлого.
Многие столики в стиле модерн имеют резные ножки, стилизованные под стебли растений, и крышки, украшенные инкрустированными цветами, а вот столик на трех ножках мастера Эмиля Галле (1846-1904) напоминает неоклассические одностоечные столы; столик Луи Мажореля с искривленными ножками, украшенными орхидеями с искусственной позолотой, ближе к стилю рококо. В Италии Бугатти делал кофейные столики под Муриша.
Большие столы в стиле модерн встречаются очень редко; коллекционеру проще найти небольшие пристеночные столики или столики для особых целей.
Хотя некоторые мастера, например Луи Мажорель, продолжали работать в стиле модерн до 1930-х гг., период с 1920 по 1940 г. прошел под знаками модернизма и ар деко. Для столов эпохи модернизма характерны строгие формы, крышки из доски или стекла и рамы из гнутых стальных трубок. Представители ар деко сочетали в своих изделиях дорогую древесину и шпон с таким материалом, как многослойная фанера. Они также украшали столы металлическими вставками под серебро или золото.
Такая мебель должна была соединить традиционное удобство и роскошь с модой на абстрактные формы. Обеденные и пристеночные столы украшали только шпоном ценных пород. Они стояли на простых ножках или U-образных подставках. Дизайнеры стиля ар деко ввели моду на низкие и длинные кофейные столики, которые обычно ставили перед диваном.
В те времена в США люди жили в основном в квартирах, а не частных домах, и возникла необходимость в обеденных столах, которые могли бы экономить место. В 1920-1940-х гг. пользовались популярностью раздвижные столы массового производства. Их крышка состояла из трех секций, лежащих на прямоугольной раме. Две внешних секции крепились к скользящим в пазах горизонтальным балкам. Когда стол нужно было раздвинуть, внешние секции растягивали, освобождая место для центральной секции. Вскоре такая практичная конструкция оказалась востребованной и в Европе.
Расцвет в Европе стилей модерн и ар деко привел к появлению чрезвычайно экзотических горок, гардеробов, буфетов и книжных шкафов. Во Франции начала века Карабин, Шарпантье и Галле вырезали на своих асимметричных горках и книжных шкафах символические изображения растений и обнаженных женщин. Другие корифеи стиля модерн, такие как Гектор Гимар, Луи Мажорель, Анри Ван де Вельде, конструировали для своих заказчиков прекрасную корпусную мебель из сандала и ореха. Венский мастер Мозер делал угловатые горки с абстрактным орнаментом, в которых угадывается будущий стиль ар деко. В 1920-х гг. конструктивист Ле Корбюзье, работавший вместе с Шарлоттой Перрьян, изготовлял стенки из кубических фрагментов, расположенных в различном порядке. В то время в Париже ирландский дизайнер Айлин Грей создавала богато украшенные лакированные горки.
Англичане никогда не увлекались стилем модерн так горячо, как мастера других стран Северной Европы; в мебели, в частности, его влияние сказывалось не на общем облике изделия, а лишь в плавных линиях резных украшений. Изображенный на картинке сервант первого десятилетия XX в. ярко это демонстрирует.