Часть рынка керамики XIX в. как в Англии, так и на континенте - высокохудожественные предметы, изготовлявшиеся в последние деся-тилетия специально для коллекционеров. В Англии символом художественной керамики стали изделия фабрики Дултона в Ламбете на юге Лондона. Первоначально фабрика создавалась для производства канализационных труб, но когда в 1860 г. ее возглавил сэр Генри Дултон, там начали делать предметы домашней утвари, в частности, чайные сервизы и кувшины. Успех новой продукции подвиг владельцев перейти на выпуск художественной керамики и пригласить для этого выпускников Ламбетской школы искусств, среди которых выделялись сестры Ханна и Флоренс Барлоу.
Среди изделий были терракотовые барельефы и настенные тарелки с изображениями на религиозные сюжеты для украшения церквей.
Другими заметными и влиятельными фигурами в области художественной керамики были братья Уолтер и Эдвин Мартины, которые работали у Дултона, а затем вместе с двумя другими братьями Уоллесом и Чарлзом основали в 1873 г. собственную мастерскую по изготовлению домашней посуды. В первое время их продукция напоминала то, что они делали у Дултона, но постепенно в их произведениях появилась оригинальность: они покрывали изделия замысловатой резьбой, делали предметы в японском стиле и фигурки своеобразных существ: дикобразов, жаб, ящериц. Уоллес также лепил флаконы, напоминающие формой птиц, у многих из которых была съемная голова. Они использовались для хранения жидкостей и ныне представляют большой интерес для коллекционеров.
Один из более поздних художников по керамики, Уильям Муркрофт (1872-1946), изготовил некоторые свои лучшие произведения на собственной фабрике, которую открыл в Стаффордшире в 1913 г. Он вновь ввел в практику сущест-вовавшую в XVII в. технику окаймления рисунка тонким валиком глины. Его ранние изделия в основном в голубой, зеленой и желтой гамме несли китайское влияние; для более поздних работ, датированных 1920-ми гг., он стал использовать более насыщенные краски.
Керамика фабрики «Дела Роббиа» в Биркенхеде недалеко от Ливерпуля также словно пришла из прошлого - из эпохи Возрождения. Рисунок на изделие наносили в старинной технике сграффито, то есть до обжига процарапывали рисунок, обнажая цвет нижнего слоя.