Хотя еще со времен античных Греции и Рима сохранились куклы из дерева, терракоты, ткани и слоновой кости, для большинства коллекционеров история кукол начинается в XVIII в., когда во всех странах Европы эти игрушки вырезали из дерева. Некоторые из них выглядели реалистично с хорошо выдержанными пропорциями фигур. Они не предназначались для забав, а играли роль миниатюрных манекенов. Модельеры посылали их королевским придворным и в американские салоны, чтобы тамошние дамы могли познакомиться с последней модой. Позже прилегающие наряды стиля ампир потребовали кукол с гибкими фигурами, и в Германии резчики начали делать их с конечностями на шарнирах. Для игр в XVIII в. и начале XIX в. использовали более простые куклы с фигурами, похожими на кегли, с неподвижными руками и ногами. Головы вырезали из дерева или лепили из гипса, а волосы и черты лица наносили краской.
Во Франции для изготовления кукол стали использовать неглазурованный фарфор. Вскоре ему научились придавать нежный телесный цвет. Во второй половине XIX в. из фарфора делали голову и плечи, а также нижние части рук и ног. Остальное представлял собой футляр из белого или светло-розового полотна или кожи, набитый опилками.
Французские кукольные мастера придумали делать тело игрушки из «композитного» материала, состоявшего из мягкой смеси клея, смолы и отбеливателя, нанесенного на проволочный каркас и при высыхании становившегося твердым. Вскоре это новшество переняли и их немецкие конкуренты. Деревянные шаровые шарниры устанавливали на локтях, плечах, бедрах и коленях, и конечности скрепляли резинкой. При новой технологии стали ненужными плечи из фарфора, и в 1880-х гг. обычна практика делать на шее кольцевой ободок и устанавливать голову в выемку торса, так что она могла вращаться.
В 1860-1870-х гг. французы благодаря фарфору смогли придавать лицам кукол более естественное выражение. Немцы тут же скопировали технологию и внедрили ее в массовое производство. Стеклянные глаза, проколотые уши и парики из человеческих волос или мохера помогли придать куклам сходство с людьми. Игрушки покупали с учетом выражения лица. Вскоре к глазам стали крепить противовес, и при опрокидывании куклы навзничь у нее закрывались глаза. У большинства из них был слегка приоткрыт рот и видны нарисованные или приклеенные передние зубы. Куклы со сжатыми губами выпускали в меньших количествах, поэтому они сейчас ценятся больше.
В целом французские куклы имели более высокое качество, чем немецкие. Они, как правило, были более тщательно и модно одеты, у них были пышные волосы; признаком высшего качества являлись длинные локоны, поскольку и человеческие волосы и мохер были дорогим материалом. К концу столетия ведущие производители кукол Жюмо, Руле и Декам, а также Леон Казимир Брю во Франции и такие немецкие фирмы, как «Братья Хеубах», «Саймон и Холбиг», «Куно и Отто Дрессель» и «Кестнер», ставили на своих изделиях (обычно чуть ниже шеи) рельефный фирменный знак и номер модели. Головы французских кукол того времени помечались буквами SFBJ, составлявшими аббревиатуру названия Французского общества производителей товаров для детей.
В первой половине XIX в. куклы изображали взрослых женщин, но покупателям больше нравились куклы в виде маленьких девочек, и те стали обычным явлением к концу столетия. В начале XX в. куклы-малышки доминировали на рынке, и так продолжалось до появления после Второй мировой войны нарядно одетой Барби.
В Германии в начале XX в. кукольные дизайнеры, которым надоели куклы с безразличным выражением лица, начали делать головки с нахмуренными, обиженными и грустными личиками, постепенно воспроизведя практически все детские эмоции. Первой куклой «с характером» была модель Каммера и Рейнхардта под номером 100, которая также имела сгибающиеся конечности. Ее успех вдохновил других производителей, Каммер и Рейнхардт продолжили дело, давая при этом каждой новой кукле имя. Эти изделия стали заветной мечтой коллекционеров немецких кукол. Другие фирмы, в том числе братьев Хеубах, которая сделала больше, чем остальные, характерных кукол, производили и неевропейские персо-нажи из черного и коричневого фарфора.
Для коллекционера кукол имеют значение не только привлекательная внешность и идентификационный номер, но и подлинная одежда. Французских кукол одевали по последней моде, но большинство кукол на переломе веков продавали в простых хлопчатобумажных платьях или ночных рубашках, а на голове у них были шляпа или чепчик.
Многие коллекционеры специализируются на детской или взрслой моде определенного периода. Подлинные кукольные костюмы увеличивают ценность экземпляра, но требуют больше внимания. Например, их нужно беречь от солнца, чтобы не выцветали краски, не расходились швы и не рвалась материя. Шелковые и атласные вещи нельзя стирать. Если кукольный костюм требует ремонта, можно сшить для куклы новую одежду, но старую не стоит выбрасывать и нужно хранить ее вместе с куклой. Ткани и фасоны того или иного времени можно купить в специализированных магазинах.