Коллекционирование керамических чайников привлекательно тем, что их можно покупать по отдельности за умеренную цену, тогда как коллекционерам чашек зачастую приходится оплачивать целые наборы. Кроме того, выставленные чайники украшают интерьер помещения. Они очень сложны в изготовлении: носик и ручку вылепляют отдельно и затем прикрепляют к корпусу. Отдельно делают и крышку, и она должна точно подходить по размеру к верхнему отверстию. Поэтому старинные чайники представляют собой пример высокого мастерства гончаров. Чайники делали разных размеров и в разных стилях, использовали для них различные глазури и виды украшений, что позволяло гончарам в полной мере проявлять свой вкус и фантазию. Многие следовали образцам традиционных металлических чайников. Другие же, особенно к концу XIX в., восприняли японскую моду, и стали появляться изделия необычной формы, как правило, изготовляемые из майолики.
В 1920-1930 гг., в период господства стиля ар деко, чайники украшали лепными изображениями, поэтому они выглядели грубовато, а фантазия художников не знала предела. «Оригинальные» чайники имели форму ге-роев детских стихов, например, Шалтая-Болтая или мультипликационных персонажей вроде Дональда Дакка.
Изображенный на картинке чайник в восточном стиле с ручками, имитирующими ветви бамбука, создан Кристофером Дрессером (1854-1904)- чьи произведения в различных материалах (керамике, серебре, тканях) имели большое влияние на современников. Он считал, что форма и назначение изделия должны быть связаны и что у изделий массового производства может быть хороший дизайн.