То, что изделия из глины становятся прочными после того, как их обожгли известно с древних времен. Предметы из керамики и фарфора до нынешнего времени производят так, хотя это два разных материала. Глиняные (керамические) изделия, имеющие пористое строение, производят при температурах от 480 до 815 градусов, а фарфор производится при температурах до 1315 градусов. Отличие фарфора от керамики в том, что фарфор легче и пропускает свет.
Первую посуду изготавливали, склеивая глиняные кольца. После того как был изобретен гончарный круг и шликерное литьё, которое позволило производить полые предметы наступила революция в гончарном деле. Следующей новацией было начало применения глазурей, получавшихся как сопутствующий элемент при выплавке олова и свинца. Керамика, покрытая глазурью становилась водонепроницаемой. Также применение глазурей позволяло раскрашивать ее. Отличным качеством славились китайские глазури. Китайцы также применяли синий кобальт, для росписи керамики перед нанесением на нее глазури.
Сейчас на рынке антиквариата присутствуют произведения из огромного количества материалов, выполненных самыми разными мастерами в присущей каждому манере. Разброс цен очень велик, а установить происхождение того или иного изделия бывает непросто. На относительно современных предметах из керамики или фарфора все необходимые сведения напечатаны на донышке. На более старых изделиях донышко может быть пустым. В этих случаях пригодятся знания специалистов по глазурям и росписи.
Нет смысла собирать керамику, если вы боитесь получить подделку. И что такое на самом деле подделка? Даже в Китае с лучших образцов снимали копии, и они были почти не отличимы от «оригинала». В этом смысле делфтский фарфор XVII в. в основном представляет собой «подделки» китайских изделий, но это не умаляет его достоинств в наших глазах. Проблема становится еще более запутанной, поскольку некоторые «подделки» могут быть более ценными, чем оригинал, как это имеет место в случае с ранними английским копиями китайского сине-белого фарфора, шедшего на экспорт. В настоящее время копии, сделанные в XVIII в., «реабилитированы» и подделками не считаются.
Настоящие подделки, считают эксперты, стали появляться после 1820 г., когда объектом копирования явился севрский фарфор. После этого началась эпидемия фальсификаций, когда подделывали все, начиная от мейсенского до китайского фарфора времен династии Цинь. Самые последние подделки циньского фарфора из Китая настолько совершенны, что самые искушенные эксперты не могут их определить.
Учитывая размеры рынка антиквариата, поддельный фарфор сейчас нельзя считать основной проблемой. Риск оказаться обманутым будет сведен до минимума, если делать покупки у торговцев с признанной репутацией или на элитных аукционах. Солидные салоны и торговцы антиквариатом обычно готовы вернуть деньги, если продали фальшивку.