Антикварный магазин Artefakt.in.ua

(11:00-21:00)  +38 067 3907167   

Антикварная мебель

Антикварные стулья Европы и Америки

Антикварный дубовый стулВ XIX в. в США уже существовала вековая традиция изготовления мебели местными ремесленниками, не гнавшимися за послед­ней модой, которую с некоторым запозданием воспринимали из-за Атлантики жители больших городов. Была своя мебель, рожден­ная в Америке, зачастую крашенная или фанерованная. Наиболее известна традиционная мебель, которую ввели в обиход члены религиозной секты шейкеров, отколовшейся от квакеров в XVIII в. Позже приверженность членов секты обету безбрачия явилась причиной ее исчезновения. Сделан­ные вручную предметы отличала спартанская простота и элегантность. Спинка типичного стула шейкеров состояла из четырех стоек, а подлокотники заканчивались набалдашника­ми наподобие шляпки гриба.

В Англии, когда в 1837 г. трон заняла королева Виктория, британский средний класс, появившийся недавно на волне промышленного перево­рота, начал постепенно отказываться от эстетических ценностей XVIII в. В то время быстро развивалось машинное произ­водство, и мебель стали изготовлять на фабриках. Она получилась менее красивой, но более функциональной, конструктивно простой и прочной. Начинает господство­вать увлечение коммерческими стилями мебели, в том числе псевдоелизаветинским, или тюдоровским, возоб­новленным георгианским и викторианским вариантом рококо. К 1880-м гг.. колесо истории совершило оборот, и в моду вновь вошли стили XVIII в. Типичными для того времени стали стулья в стиле чиппендейл с квадратными или гнутыми ножками.

Во Франции буржуазная мода основывалась не на солидной респектабельности, а на эклектичном возрождении старых стилей. Что касается стульев и кресел, то в ходу было такое выражение: "В стиле всех Людовиков". Мода на готику, например, привела к появ­лению кресел со спинками, верх которых представлял собой заостренные арки, а мебель в подражание ба­рокко XVII в. содержала огромное количество разнообразных украшений.

Развитие искусства изготовления стуль­ев в Северной Америке XIX в. шло параллельно с Европой. В начале века превалировал французский ампир, а к сере­дине века стили менялись быстро, как и в Европе. Возрождение рококо эпохи Людо­вика XV привело к появлению кресел, обивка которой крепилась гвоздями с крупными шляпками, с изогнутыми сиденьями и нож­ками, покрытыми резным растительным узором. В Америке возродили и георгианский стиль, хотя в данном случае здесь скорее было обращение к стилю колониаль­ного прошлого страны.

Во второй половине XIX в. многие масте­ра Америки и Европы, откликаясь на моду ретро и движимые идеями прикладного ис­кусства и новыми теориями дизайна, начали делать простые элегантные стулья с заим­ствованиями из деревенского стиля. Сейчас это дорогие и высоко котирующиеся среди коллекционеров изделия.

Оригинальный дубовый стул, изображенный на картинке, создан британским мастером прикладного искусства Чарлзом Войси (1857-1941). В нем очевидны мотивы деревенского стиля, например, шершавое сиденье и лаконичный декор: отверстие в форме сердечка в спинке.

Антикварные серванты и шифоньеры

Антиквариат, серванты и шифоньерыСерванты, какими мы знаем их сегодня - мебель для столовой с ящиками и шкафчиками для хранения ложек, вилок, ножей, стаканов, скатертей и пр., - появились в конце XVIII в. Они стали продолжением обычных пристеночных обеденных столов, на кото­рые подавали еду.

В XVIII в. к столу добавили основание с отделениями для ножей, подогревателей тарелок и т. д. и холодильником для вина внизу. Таким образом появился новый вид мебели.

На рубеже XIX в. у представителей растущего среднего класса бы­ли популярны так называемые шкафы-погребцы. Они имели не столь внушительные размеры и всего несколько ящиков под крышкой сто­ла. На них сверху ставили семейные реликвии: статуэтки из керамики, стекло и серебро, но иногда за ними и принимали пищу. Позже в до­мах среднего класса вместо погребцов стали появляться шифоньеры - вид мебели для хранения белья и мел­ких вещей. Они были крупнее и стояли не на ножках, а на сплошном основании. Внизу находилась пара шкафчиков для по­суды, а под крышкой - выдвижной ящик. Задняя стенка выступала над крышкой и с течением времени становилась все бо­лее нарядной. Серванты и шифоньеры к концу XIX в. увеличились в размерах, а их декор стал довольно вычурным.

Хотя в дизайне изображенного на картинке британского серванта и присутствуют элементы прикладного искусства, он изготовлен в фабричных условиях в конце XIX в. По мере того как росло функциональное значение этого вида мебели, задняя стенка становилась все более нарядной. Часто, как здесь, ее украшали зеркала.

Антикварная гнутая мебель

Антикварная гнутая мебельВ европейских кафе и барах, а также во многих домах в конце XIX - начале XX в. стояли простые стулья фабричного произ­водства из гнутых деталей. Распространению такой мебели способствовал Михель Тоне (1796-1871), основатель австрийской компании «Братья Тоне», на фабриках которой на рубеже XX в. еже­дневно производилось до 4000 изделий. Тоне специализировался на изготовлении комодов в стиле бидермейер, и в 1830-х гг. начал экс­перименты по склеиванию предметов мебели из гнутых деревянных деталей. Технология гнутья обработанной паром древесины была не нова, но Тоне удалось при этом добиться, чтобы древесина не расщеп­лялась. В 1849 г. он основал в Вене собственную компанию. Там делали мебель из гнутой березы, обладавшей длинными упругими во­локнами. которая представляла идеальный материал для гнутья.

Фирменными изделиями «Братьев Тоне» были стулья, сиденья ко­торых делали сначала плетеными, а затем фанерными, хотя ассортимент компании был довольно широким. Каждая модель име­ла свой номер, чтобы проще было оформлять заказы, и, с введением подобной практики в 1859 г., было произведено более 50 млн изделий № 14 - знаменитых венских стульев. Тоне получал кредиты на внед­рение своих новых моделей и технологий, которые оказали огромное влияние на становление в XX в. модернизма, когда ме­бель стали делать из изогнутых металлических трубок. На фабриках «Братьев Тоне» к выпуску таких стульев приступи­ли в 1923 г.

Для кресел-качалок гнутые детали подходили как нельзя лучше. В каталоге «Братьев Тоне» —1904 г. были представлены более 40 вариантов качалок. В показанном здесь варианте каждая сторона изготовлена из трех гнутых деталей, придающих изделию прочность и легкость - главные черты гнутой мебели.

Бюро с книжным шкафом

Антикварные бюро с книжным шкафомБюро - письменный стол с отделением для хранения бумаг и принадлежностей для письма - появилось в конце 17 века. К началу 18 века оно превратилось в подобие комода, верхняя часть которого представляла собой доску для письма или шкафчик с выдвигающейся крышкой, под которой и находилась поверхность для письма.

В течение 18 века столяры старались дополнять бюро вспомогательными элементами, в том числе зеркалами или горками. Но поскольку большая часть бюро принадлежала мужчинам, которые писали на нем деловые бумаги и письма, то этот вид мебели чаще всего оказывал­ся в библиотеке или рабочем кабинете. Поэтому самым популярным дополнением к бюро стал застекленный книж­ный шкаф. Бюро с книжным шкафом фанеровали шпоном, лакировали или покрывали украшениями в зависимости от моды. Этот вид мебели был очень популярен в 19 веке, хотя тогда уже наметилась тенденция делать менее громоздкие вещи и размещать под письменной дос­кой не комод с выдвижными ящиками, а полки для книг и других вещей.

Комбинация бюро с книжным шкафом приобрела особую популярность в Германии 18 и 19 веков. Массивные изделия, богато украшенные элемента­ми рококо, оказали сильное влияние на развитие мебели для письма в странах Скандинавии.

Отличительной чертой ранних книжных шкафов, а также высоких комодов, бельевых шкафов и остальной подобной мебели 18 века было то, что она предназначалась для состоятельных людей, которые жили в домах с просторными комнатами с высокими потолками. Поэтому несмотря на кра­соту и мастерство, с которым выполнено то или иное изделие, их ценность на рынке антиквариата снижается. Любители старины не покупают их хотя бы уже по­тому, что такие образцы негде хранить. Небольшие бюро 19 века гораздо более популярны, чем «мастодонты» 18 века.

Мебель в стиле ампир

Антикварная мебель в стиле ампирКогда в начале XIX в. властителем Франции стал Наполеон, фран­цузская мебель приобрела солидность, потяжелела, в ней появились прямые углы, а по простоте она стала просто спар­танской. Вдохновение мебельщики продолжали черпать в античности. В моду вошли египетские и греко-римские мотивы - саблевидные ножки, изогнутые мягкие спинки, подлокотники, поддерживаемые сфинксами, позолота и обивка ярких цветов. После того как в 1804 г. На­полеон объявил себя императором, этот стиль стали называть имперским, или ампиром. К 1815 году в стиле ампир стало меньше официальности.

Простой каркас кресла, изображенного на картинке, которое было изготовлено около 1810 г. украшен позолотой и деталями из позолоченной бронзы. На верхней планке спинки имеется рельефное изображение лебедей, пьющих из фонтана, и этот мотив повторяется в узоре специально сделанной шелковой обивки.

<<  1 2 3 [45 6 7  >>  
Вы здесь: Главная Антикварная мебель

Twitter