Антикварный магазин Artefakt.in.ua

(11:00-21:00)  +38 067 3907167   

Антикварная мебель

Европейские столы девятнадцатого века

Антикварный стол 19 векаВ Англии эпохи Регентства (хотя Георг IV был регентом только десять лет, с 1810 по 1820 г., этот термин обычно используется для обозначения всей первой четверти XIX столетия) столы делали в стиле, несколько похожем на французский ампир. Тогда была мода на центральную стойку на массивной подставке с четырьмя коротки­ми ножками. Это означало, что люди могли сидеть вокруг стола и их ноги не утыкались в ножки.

Знаменитый столяр Джордж Буллок, который был специалистом по инкрустации по дереву, сде­лал несколько великолепных обеденных столов из атласного дерева. Они обычно имели прямоугольные крышки со скругленными углами, установленными на палисандровой крестовине, массивную подставку из атласного дерева и стойку с шарниром, как у чайных столиков. Крышку можно было перевести в вертикальное положе­ние и отставить стол к стене. Такая изящная и нарядная мебель вскоре стала популярной по всей Европе.

Во Франции делали столики в стиле ампир на стойке и подставке и называ­ли их «одноногими». Столы обычно имели крышку из мрамора и центральную стойку на треугольном основании. Ножки закан­чивались наконечниками из металла или изготовлялись в виде львиных лап.

Изображенный здесь нарядный стол с крышкой на шарнире сделан в Дании в 1820-х гг. Очень простой треножник из красного дерева поддерживает столешницу, инкрустированную деревом: березой, атласным деревом и палисандром.

Мебель в стиле ар деко

Антикварная мебель в стиле ар декоМебельщики ар деко развивали идеи стиля модерн. Успешно ра­ботать в стиле ар деко могли и дизайнеры, делавшие на заказ единичные экземпляры, и массовые производители. В целом облик мебели заметно поменялся в результате влияния Востока. Си­денья стульев и диванов стали располагаться ниже, а спинки выросли. Вошли в обращение низкие кофейные столики.

Предпочтение отдавалось таким материалам, как лак и экзотичес­кие породы древесины: от светлой древесины фруктовых деревьев и клена до тика и красного дерева. Для отделки и рельефных украше­ний использовались слоновая кость и шагрень (как настоящая, так и заменитель). Хром, гнутая древе­сина, стекло находили себе место как в уникальных изделиях, так и в массовом производстве. Пове­рхность мебели ар деко обычно была гладкой, а конструкция предполагала размещать ее у стен и в ни­шах, а не посредине помещения.

Как правило, лучшие мастера мебели ар деко, например Эмиль-Жак Рульман (1879-1933), были достаточно консервативны в своем миро­воззрении. Но некоторые, в том числе Пьер Легран и Марсель Коар, которые делали кресла и стулья под влиянием африканского искус­ства, были более смелы и раскованны.

Производители массовой мебели ар деко черпали идеи во многих источниках, в частности, в кубизме и искусстве африканских племен, зачастую комбинируя различные течения в одном образце. Ступенча­тый профиль пирамид ацтеков, например, был воспроизведен в корпусной мебели, в которой появились совершенно новые предме­ты: коктейль-бары и радиоприемники.

Дизайнеры проявляли недюжинную изобретательность, создавая символ эпохи джаза -  коктейль-бар. Изображенный здесь экземпляр интересен и обладает индивидуальностью: в нем применено необычное сочетание древесины вяза, стекла и хрома.

Мебель в стиле модерн

Антикварная мебель в стиле модернМебель в стиле модерн отличалась асиммет­рией форм, большим количеством кривых линий, рельефными украшениями и реалистичной резьбой. Во Франции доминировала школа Нанси, и столы Луи Мажореля, наиболее известного там дизайнера мебели, представля­ли собой комбинации плоской крышки, резного бордюра с орнаментом из листьев и изогнутых ножек. Казалось, мебельщики пы­тались не обращать внимания на ограничения, которые накладывал материал.

Мебель странной формы из ограниченного ассортимента материалов делал бельгийский  дизайнер Анри ван де Вельде. Некоторые его вещи, например, кресло из бирманского сандалового дерева, изготовленное в 1899 г. и обитое хлопчатобумажной тканью с батиком, до сих пор производит огромное впечатление смелостью концепции и мастерски сделанной конструкцией.

В мебельном искусстве Великобритании первым изделием в стиле модерн считают кресло с ажурным растительным узором, изготовленное Артуром Хейгейтом Макмердо в 1883 г., хотя самыми известными масте­рами мебели были Чарлз Рени Макинтош и М. X. Бейли Скотт. Они не приняли изогнутые линии, основу стиля модерн в странах континентальной Европы, и остались верны прямоугольным формам представителей движения «Искусство и ремес­ла». Однако им оказались близки некоторые мотивы стиля модерн, например, ажурные и сплошные узоры в форме сердечек и плоские завершения стоек. Макинтош получил заслуженную славу за смелый отказ от конструктивных ограничений. Его стулья, предназначавшиеся для чайной на Эрджайл-стрит в Глазго, с ажурными спинками и длинными прямоугольными перекладинами являются ха­рактерными для его дизайна - удлиненного и асимметричного. Использовались также скромные украшения в кельтском духе, а в не­которых окрашенных в белый цвет предметах - матовое стекло.

Изображенная здесь горка мастера Галле украшена резными ветвями с листьями. Этот узор, а также закругленный верх говорят о том, что за основу дизайна была взята садовая беседка.

Шкафы для белья

Антикварный шкаф для бельяШкафы для белья появились в XVII в. Они представляли собой комод, на котором располагался шкаф с полками. В XVIII в. в Европе их изготовляли из дуба или красного дерева, и они превра­тились в основной вид мебели спален и гостиных. Бельевой шкаф стал важным переходным шагом в превращении горки XVI в. в современный гардероб с полками внизу и пространством для висящих платьев сверху. Первые такие гардеробы появились в на­чале XIX в.

В XIX в. выбор между бельевым шкафом и гардеробом зависел не только от вкуса хозяина и отводимых на эти виды мебели денежных средств, но и от того, как люди относились к своей одежде. До того как в конце века изобрели вешалку и плечики, одежду помещали на крючки, и из-за долгого висения вещи вытягивались и те­ряли форму. Тот, кто заботился об одежде, хранил ее акку­ратно сложенной на полках шкафа для белья, в особенности если не планировал пользо­ваться ею в течение какого-то времени.

К 1840-м гг. на шкафах стало появляться больше украшений. Изображенный здесь образец середины века отличают резной верхний карниз, колонки по бокам и дверцы красного дерева с узором в виде инкрустаций из атласного дерева.

Повседневные столы. Столы с выдвижными ножками

Антиквариат. Стол с выдвижными ножкамиСтолы из красного дерева и палисандра были достаточно дороги, поэтому даже в богатых домах использовались обычно только по торжественным случаям. Большинство людей ели и ра­ботали за более скромными столами. Часто люди обедали за тем же столом, на котором готовили.

Кухонные столы не должны были иметь лишних деталей и ненужных украшений, чтобы у хозяйки - или прислуги в домах представителей среднего и высшего классов - было достаточно места и удобные условия для приготовления еды. Такие столы изготовлялись из лю­бых подручных материалов: клена, вяза или дуба, которые до XIX в. очень широко использовались для этих целей. Однако позже в Европе в дело пошла также древесина мяг­ких пород, которую импортировали из Скандинавии, как правило, в виде круглого леса или досок. Ко второй половине XIX в. в Европе и США из сосны делали каркасы практически для всей простой и дешевой мебели. Иногда наружную поверхность фанеровали - правда, для столов такой вид отделки почти не применялся, - но чаще ее окрашивали или вооб­ще не украшали. Хотя сосновая мебель, недостаточно устойчивая к внешним воздействи­ям, не должна была служить веками, многие образцы хорошо сохранились до наших дней и служат украшением коллекций антиквариата.

Некоторые типы столов не претерпели изменений в течение все­го XIX в. Стол с выдвижными ножками, впервые появившийся на свет в XVII в., продолжал совершенствоваться до второй по­ловины XVIII в. Его дизайн становился все более утонченным, столы приобретали различную форму, по которой получали свои названия, например, «сазерлендский» стол.

Затем такие столы на некоторое время вышли из широкого обра­щения и использовались в сельской местности, где их для прочности делали из дуба. Но к концу XIX в. они вновь вошли в моду в виде отве­та мастеров столярного дела на расширение фабричного производства мебели. Это очень полезная вещь с точки зрения экономии площади помещений, которые в XX в. становились все более тесными. Хотя фор­ма столов несколько менялась в зависимости от моды и материала, но сфера использования не сужалась.

Ножки для таких столов по традиции вытачивали на токарных станках и между ними делали перекладины. Изображенный здесь стол изготовлен в конце XIX в. и фанерован ореховым шпоном. Это относительно большой стол с широким каркасом.

[12 3 4 5  >>  
Вы здесь: Главная Антикварная мебель

Twitter