Антикварный магазин Artefakt.in.ua

(11:00-21:00)  +38 067 3907167   

Антикварная мебель

Коллекционирование антикварной мебели

Антикварная мебельНе боясь ошибиться, можно утверждать, что коллекционированием мебели занимается большое число собирателей антиквариата. Разнообразие стилей и форм мебели, которая производилась в Европе и Америке с XVIII в. (наилучшая отправная точка для коллекционеров среднего достатка), ошеломляет, и охотник здесь никогда не останется без добычи и сможет приобрести вещи не только красивые, но и полезные, и обладающие высокой ценностью для своей коллекции.

Каждый предмет мебели несет на себе отпечаток времени и места, свидетельствует об изменении представлений о прекрасном и полезном, рассказывает о вкусе мастера, его изготовившего. Хотя нередко поветрия моды уходили уже через год или два после рождения, как это происходит и сейчас, некоторые стили господствовали десятилетиями.

Прочная и роскошно декорированная мебель - барокко конца XVII в. говорит о богатстве и скупости протестантской Северной Европы, а образцы мебели рококо XVIII в. - в легком, даже игривом стиле - воспри­нимаются как критическая реакция на барокко. В начале века в Бельгии, Нидерландах и Люксембурге в стиле рококо делали ореховые стулья с сиденьем в виде четырехлистника и декорированные горки на ножках. Голландские столяры в течение последующих трех десятков лет по праву гордились своей репутацией мастеров инкрустации по дереву. Математически выверенные пропорции и холодность неоклассицизма, пришедшего на смену рококо во второй половине века, ассоциировались с эпохой Просвещения, когда философия и наука получили в обществе больший вес, чем религия, и когда появились первые после Древней Греции и Древнего Рима республики в Америке и Франции.

Годы, последовавшие за наполеоновскими войнами, стали временем индустриализации и урбанизации Европы. Возникший и быстро численно растущий средний класс сформировал новый рынок мебели. Здесь не пользовались спросом топорно сделанные вещи, но и цены уникальных предметов, сделанных высококлассными мастерами, участников рынка тоже не удовлетворяли. Как мебельщики, так и покупатели могли теперь выбрать то, что им нравилось в прошлом, но и старались привнести свое оригинальное видение. В результате в середине XIX в. стали появляться новые и возобновлялись старые формы мебели в ошеломляющем разнообразии вернувшихся из небытия стилей. Многие вещи, хотя бы частично, изготовлялись на станках.

С тех пор и до 1940 г., который теперь считается (хотя и не бесспорно) переломной датой в понимании того, что можно отнести к мебельному антиквариату, развитие стилей мебели подчинялось законам механизированного производства. Это выражалось либо в широком применении новых технологий и материалов, чем в XX в. отличались представители модернизма и ар деко, либо, напротив, в возрождении интереса к прикладному искусству, восточным традициям и появлении стиля модерн конца XIX - начала XX в.

Существовала мода не только на внешний облик мебели, но и на дерево, из которого ее делали. Европейские столяры-мебельщики предпочитали дуб (в Германии также липу) до тех пор, пока в начале XVIII в. не возник интерес к ореху, хорошо поддававшемуся резьбе. К середине века на смену ореху пришли красное дерево и другие тропические породы древесины. Только лучшие образцы мебели из ореха и красного дерева делали «из одного куска».

Большинство имело дубовый или сосновый каркас (реже из низкосортного красного дерева), который прикрывали фа­нерными панелями из дорогой древесины. Палисандр, атласное и черное дерево, самшит, славящиеся хорошей отделкой, почти никогда не использовались для каркаса, и из них лишь изредка делали стулья для особых случаев. Когда в XIX в. фанеру научились производить на станках, благодаря чему удавалось получать более тонкие листы, облицовка драгоценными породами древесины стала обычным явлением.

Существует огромное число различных видов мебели. Старинной мебелью может торговать специализированный антикварный магазин. Мы расскажем вам позже в разделе "антиквариат", о некоторых типах - мебель, предназначенная для сидения, столы, шкафы, мебель для занятия письмом.

Каминные экраны

Антикварные каминные экраныКаминные экраны служили, чтобы защитить нежную кожу жен­ских лиц (даже, скорее, легко расплавляющийся грим) от жара открытого пламени. Кроме того, они сами по себе украшали ком­нату, поскольку рамы можно было делать из резных деталей и вставлять в них вывезенные из Китая расписные шелка или вышивки. Самые изящные экраны летом закрывали неприглядный вид пустого очага. Экраны, рама которых крепилась к двум вертикальным стойкам, бы­ли популярны еще в XVIII в., а в XX в. началось их производство в массовом порядке.

Каминные экраны могли быть декори­рованы очень изысканно - позолота, сандал и красное дерево, орнамент, апсурная резьба, дорогие гобелены. Дизайн разрабатывали виднейшие мастера, к примеру, Чиппендейл. Правда, в XIX в. их на время потеснит другой тип экрана - на одной по­ворачивающейся стойке, обычно заканчивающейся треногой. Часто тре­ноги делали из папье-маше. Высоту, на которой располагался небольшой эк­ран или просто занавеска из ткани можно было регулировать, ослабляя и затем подкручивая деревянный винт, фиксирующий раму. Одностоечные эк­раны часто делали парными и ставили по двум сторонам камина. Это выгляде­ло более гармонично, чем два разных изделия.

Антикварные зеркала

Антикварные зеркалаВ XVIII в. впервые в такие предметы мебели, как туалетные столи­ки, начали встраивать зеркала. Они были наклонными и устанавливались на подставке с рядом ящиков. Поначалу их размер был ограничен сложностями придания дутому стек­лу плоской формы. В 1689 г. француз Бернар Перро изобрел более совершенную тех­нологию литого стекла, при которой расплавленное стекло заливали в чу­гунную форму. Это позволило гораздо проще получать зеркала больших раз­меров. Производство зеркал, в связи с тем, что к ним предъявлялись повышенные художест­венные требования, напрямую зависело от других художественных ремесел.

Согласно духу того времени зеркало должно было соответствовать утонченным эстетическим настроениям людей, их склонности к изящному и грациозному. В середине XVIII в. на подставках начали делать зеркала в полный рост. "Зеркала для лошадей", как назвали эти предметы, пользовались популярностью у всех европейских модников мужско­го и женского пола вплоть до начала XIX в.

К середине XIX в. стеклянные зерка­ла стали общедоступными. К концу столетия и позже их встраивали в са­мые разные виды мебели: горки и серванты, туалетные столики и гарде­-робы. По мере того как производство зеркал росло, их популярность посте­пенно снижалась.

Антикварные бюро и письменные столы для женщин

антикварное бюро для женщин
В XVIII и XIX вв. эпистолярное искусство считалось важным приз­наком образованности женщины. В то время как мужчины писали бумаги за бюро, за бюро с книжным шкафом или, поз­же, за письменным столом, для женщин делали небольшие столики для письма с одним или двумя ящиками внизу и этажеркой с нес­колькими полочками наверху. Подобные письменные столики (bonheur du jour) впервые появились во Франции в 1760-х гг.; в XIX в. этот вид мебели возродился и стал популярным.

Секретеры, которые делали во Франции Вандеркрузе и дру­гие мастера примерно в то же время, в закрытом положении напоминали маленький столик на изогнутых ножках, а когда верхняя крышка откидывалась, открывался набор ящиков. Примерно такими же элегант­ными были дамские бюро на изогнутых ножках. На некоторых видах столика были съемные горки, которые убира­ли, чтобы освободить больше места для работы.

Небольшие размеры, сложное декорирование и элегантные линии множе­ства дамских письменных столиков, которые были сдела­ны с середины XVIII в. до первых десятилетий XX в., прев­ратили их в лакомую добычу собирателей антиквариата, хо­тя стоят они дорого.

 

<<  2 3 4 5 6 [7
Вы здесь: Главная Антикварная мебель

Twitter