Апостол (от греческого apostolos - посланник) - часть Нового Завета, богослужебная книга Православной Церкви, которая включает в себя написанные евангелистом Лукой деяния апостолов, соборные послания апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды, послания апостола Павла и Апокалипсис. Считается, что славянский перевод Апостола выполнен Кириллом, Мефодием и их учениками.
Апостол был издан в Москве, в 1564 году, став первой датированной печатной книгой в России. По европейским меркам она увидела свет довольно поздно - через 124 года после изобретения Иоганном Гутенбергом печатного станка. К середине шестнадцатого столетия типографии существовали уже во многих крупных городах в Европе. Сам Иван Фёдоров в послесловии Апостола писал: «Начат помышляти, како бы изложите печатные книги, якоже в грекех, и в Венецыи, и во Фригии, и в прочих языцех».
Это вовсе не означает, что попытки перенести западное искусство книгопечатанья на российскую почву не предпринимались раньше. Документы рассказывают нам о судьбах тех, кто стоял у истоков русского книгоиздания. В любекской хронике 1556 года описывается судьба Бартоломея Готана, отправившемся в Москву издавать книжки на русском и латинском языках. Он так и не смог реализовать свои замыслы, так как «русские у него всё отобрали и утопили». Никаких подтверждений этой истории обнаружить не удалось, но нельзя не признать, что она, даже если и вымышлена, весьма характерна для той эпохи. Другой иностранец, немец Ганс Шлитте в 1547 году был послан царём Иваном четвертым в Германию, для поисков художников книжного дела. Предприимчивый саксонец завербовал нескольких мастеров: печатника, переплётчика и гравёра, но по пути в Россию их задержали в Любеке и посадили в тюрьму. Однако, проблема книгопечатанья в России к тому времени назрела. Тому было много причин. Присоединение к Москве новгородских, тверских, псковских и рязанских земель, укрепление централизованного русского государства, расширение его торговых связей с европейскими странами способствовали заметному культурному подъёму на Руси в XVI веке.
В окружжение царя Ивана Грозного, входили учёный митрополит Макарий, который высоко ценил книги, , монах из Пскова Филофей, впервые выдвинувший идею о «третьем Риме», Максим Грек, в молодости изучавший книгопечатанье в Венеции, просвещённый Сильвестр, который составил «Домострой». Именно Сильвестра называют организатором и владельцем первой московской так называемой «Анонимной» типографии, которая работала в 1553-1565 годах и выпустила более семи книг, в которых не было указано место и год издания. Совершенно очевидно, что в Москве Иван Фёдоров был не первым, но широкую известность как издатель а вместе с ней и благодарность потомков получил именно он - дьякон церкви Николы Гостунского.
О начале жизни Ивана Фёдорова знают немного. Предполагают, что родился он около 1510 года, получил в 1532 году в университете Кракова звание бакалавра. В 1550-х годах Фёдоров уже находился в Москве. Доподлинно известная нам его биография прослеживается с момента появления на свет книги «Апостол», 1564 года. История этого издания подробнейшим образом изучена и описана: над книгой работали сам Иван Фёдоров и его ближайший помощник Пётр Мстиславец. Руководящая роль принадлежала Фёдорову: он организовывал весь издательский процесс, редактировал текст, писал послесловие, держал корректуры. Пётр Мстиславец был, скорее всего, техническим редактором, гравёром и типографом. Уровень оформления Апостола специалисты единодушно оценивают как высокий для своего времени. Текст расположен обдуманно, систематично, в начале каждого раздела даны оглавления подразделов и краткое их содержание. Завершающее Апостол послесловие учёные называют первым печатным публицистическим произведением в истории русской литературы. Новаторской явилась и применённая в процессе работы технология двухпрогонной печати текста киноварью и чёрной краской. Фронтиспис книги украшает изображение легендарного автора «Деяний апостолов» - евангелиста Луки. Гравюра искусно отпечатана с двух досок. Так что Апостол 1564 года важен также как памятник полиграфического искусства, которому следовали и подражали в XVI и XVII веках и в России, и далеко за её пределами.
Исследователи определяют тираж Апостола по разному - от 600 до 2000 экземпляров. Сейчас в библиотеках и музеях разных стран хранится свыше 60 его экземпляров. Сведения эти не охватывают частные коллекции, однако можно смело утверждать, что и здесь речь может идти лишь о нескольких книгах.
К сожалению современники не оценили заслуг одного из первых книгопечатников, через год после издания Апостола Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец из за гонений со стороны духовных властей вынуждены были бежать из Москвы в Литву. Но труды русских первопечатников не пропали даром. В «Сказании достоверном об изобретении печатного дела» говорится: «А после тех мастеров иные мастера были, и от того времени пошло это дело крепко и без помех бесперебойно, как непрерывная ветвь».
-------------------------------------------------------------------------------------
Апостол 1564 года. (Первопечатный.) Издан в Москве диаконом Иоанном Фёдоровым и Петром Тимофеевым Мстиславцем. Начат печатанием в 1563 году 19 апреля, окончен в 1564 году 1 марта. [6], 261 л. кириллицей, фронтиспис, гравированный на доске. 48 гравированных заставок, 22 инициала и 24 строки заголовочной вязи, исполненной красным цветом. В цельнокожаном переплёте на дереве 1840-х годов. Бронзовые застёжки. Стилизация под переплёт XVI века. Формат блока 26x17,3 см. Формат переплёта 30х19