Антикварный магазин Artefakt.in.ua

(11:00-21:00)  +38 067 3907167   

Мейсенский фарфор

Мейсенский фарфорПостоянный спрос на китайский фарфор в Европе побудил местных гончаров попытаться самим изготовить его. Итальян­цы при поддержке семейства Медичи из Флоренции произвели многочисленные эксперименты, и в конце XVI в. им удалось, добав­ляя в глину толченое стекло, создать светло-кремовый мягкий материал с блестящей поверхностью.

Поиски технологии создания твердого фарфора продолжались, и в 1713 г. алхимик Саксонского курфюрста Августа Сильного Ио­ганн Фридрих Бёттгер, который до этого хотел получить золото, сумел изготовить первые образцы настоящего твердого фарфора. В Мейсене, в 12 милях от Дрездена, построили фабрику, и к началу 1720-х гг. так называемый дрезденский фарфор получил высокую оценку в Европе. Август призывал художников самим придумывать новые формы для своих произведений. Главным мастером по фар­фору был Иоганн Хёролдт, который в течение последующего десятилетия создавал изделия в китайском стиле, включая в них германские мотивы. В 1730-х гг. в Мейсене научились копиро-­вать «какиэмон», и появились формы, известные под названием «индийские цвета» и «немецкие цвета».

В Мейсене также производили фарфоровые статуэтки. Выдающи­мися мастерами в этой области были скульпторы-модельеры Бёптер. Петер Райнике и, самый талантливый - Иоганн Йоахим Кендлер. С 1727 г. он изготовлял из белого фарфора крупные фигуры животных, а также ангелов, арлекинов, пьяниц, уличных тор­говцев. Его творчество ознаменовало новую эпоху в ваянии из фарфора.

Со временем конкурентам удалось похитить секрет мейсенского фарфора, и со второй половины XVIII в. на фабриках по всей Европе начали выпускать поддельные изделия. Но еще раньше на многих фабриках пытались с разной степенью успеха копировать мейсенские статуэтки. Золотой век Мейсена закончил­ся. когда производство там было прекращено из-за Семилетней войны (1756-1763), а в лидеры вышел Севр. Последующее сто­летие, хотя качество продукции не ухудшилось, в Мейсене не удалось создать что-то новое. Однако к концу XIX в. кроме традиционных изделий на фабрике начали производить изящные вещицы в стиле модерн.

Богемское стекло

Богемское стеклоБогемия (ныне часть Чешской Республики) в XIX в. была миро­вым центром по производству художественного стекла. Она знаменита стеклом ярких цветов и тонкой росписью и гравиров­кой. Богемские мастера научились делать красное стекло, добавляя в смесь не золото, а медь, получили новые оттенки при изготовлении синих и зеленых цветов, а также производили несколько сортов мра­морного стекла.

В начале XIX в., когда был очень популярен стиль бидермейер, в Богемии работало 60 стекольных заводов. На многих из них делали сувениры для курортных городов: Баден-Бадена, Карлсбада, Мариенбада, куда съезжались представители богатых сословий со всей Европы. Хотя большинство этих изделий представляли со­бой массовую продукцию, но там делали и вещи на заказ.

Основную часть украшений на стеклянных изде­лиях делает не стеклодув, а работник другой специальности - декоратор. Он расписывает стеклянные предметы, покрывает их эмалью и позолотой. В Богемии, где существовали старые традиции стекловарения и под рукой были все не­обходимые ингредиенты, работали лучшие в мире декораторы. Большим спросом пользуются работы Антона Котгассера, который специализировался на изображении природы в лунном свете, и Самуэля и Готлиба Монов, впервые применивших для роспиcи стекла прозрачные краски.

Антикварные бюро и письменные столы для женщин

антикварное бюро для женщин
В XVIII и XIX вв. эпистолярное искусство считалось важным приз­наком образованности женщины. В то время как мужчины писали бумаги за бюро, за бюро с книжным шкафом или, поз­же, за письменным столом, для женщин делали небольшие столики для письма с одним или двумя ящиками внизу и этажеркой с нес­колькими полочками наверху. Подобные письменные столики (bonheur du jour) впервые появились во Франции в 1760-х гг.; в XIX в. этот вид мебели возродился и стал популярным.

Секретеры, которые делали во Франции Вандеркрузе и дру­гие мастера примерно в то же время, в закрытом положении напоминали маленький столик на изогнутых ножках, а когда верхняя крышка откидывалась, открывался набор ящиков. Примерно такими же элегант­ными были дамские бюро на изогнутых ножках. На некоторых видах столика были съемные горки, которые убира­ли, чтобы освободить больше места для работы.

Небольшие размеры, сложное декорирование и элегантные линии множе­ства дамских письменных столиков, которые были сдела­ны с середины XVIII в. до первых десятилетий XX в., прев­ратили их в лакомую добычу собирателей антиквариата, хо­тя стоят они дорого.

 

Японский фарфор "Какиэмон" и "Имари"

Японский фарфор "Какиэмон" и "Имари"С середины XVII в., когда в Китае закончила правление династия Мин, производство китайского фарфора в Цзиндэчжэне почти прекратилось, и голландцы, чтобы удовлетворить спрос европей­цев, обратили свой взор на Японию. Поначалу они вывозили фарфор с синей росписью, который выделывали в городе Арита, через порт Имари. Это подстегнуло японских производителей, работавших преж­де только на удовлетворение незначительного местного рынка.

Одним из пользовавшихся популярностью сортов был «какиэмон» со сдержан­ным стилем росписи эмалью в небесно-голубых, бирюзовых, желтых и красно-коричневых тонах. Чаще всего на изделиях изображались цветы, но встречались также птицы, драконы и фигуры людей.

В XVIII в. расположенная на островах Япония была практически за­крытой для иностранцев страной. Однако японцы, хотя и ограниченно, торговали с Голландией, и богатые жители Европы становились обла­дателями блюд «имари» - по названию порта, из которого их вывозили. Фарфор «имари» с яркой синей и красной глазурью и позолотой стал очень популярной заменой китайской кера­мике. В Х1Х-ХХ вв. точные копии японских изделий производились в огромных количествах.

Похожие цветовую гам­му и стиль росписи можно встретить на многих современных фарфоровых изделиях, изготовленных в Европе, например, сорта «ройал-кроун-дерби».

Апостол 1564 года - первая русская датированная книга

Апостол 1954 год, антикварная книга. Апостол (от греческого apostolos - послан­ник) - часть Нового Завета, богослужебная книга Православной Церкви, которая включа­ет в себя написанные евангелистом Лукой дея­ния апостолов, соборные послания апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды, послания апостола Павла и Апокалипсис. Считается, что славянский перевод Апостола выполнен     Ки­риллом, Мефодием и их учениками.

Апостол был издан в Моск­ве, в 1564 году, став первой датированной печатной книгой в России. По европейским меркам она увидела свет довольно поздно - через 124 го­да после изобретения Иоганном Гутенбергом печатного станка. К середине шестнадцатого столетия типографии существовали уже во многих крупных городах в Европе. Сам Иван Фёдоров в послесло­вии Апостола писал: «Начат помышляти, како бы изложите печатные книги, якоже в грекех, и в Венецыи, и во Фригии, и в прочих языцех».

Это вовсе не означает, что попытки перене­сти западное искусство книгопечатанья на россий­скую почву не предпринимались раньше. До­кументы рассказывают нам о судьбах тех, кто стоял у истоков русского книго­издания. В любекской хронике 1556 года описывается судьба Бартоломея Готана, отправившем­ся в Москву издавать книжки на русском и ла­тинском языках. Он так и не смог реализовать свои замыслы, так как «русские у него всё ото­брали и утопили». Никаких подтверждений этой истории обнаружить не удалось, но нельзя не признать, что она, даже если и вымышлена, весьма харак­терна для той эпохи. Другой иностране­ц, немец Ганс Шлитте в 1547 году был послан царём Ива­ном четвертым в Германию, для поисков художников книжного дела. Предприимчивый саксонец завербовал нескольких масте­ров: печатника, переплётчика и гравёра, но по пути в Россию их за­держали в Любеке и посадили в тюрьму. Однако, проблема книгопечатанья в России к тому времени назрела. Тому бы­ло много причин. Присоединение к Москве новгород­ских, тверских, псковских и рязанских зе­мель, укрепление централизованного русского государства, расширение его торговых связей с европейскими страна­ми способствовали заметному культур­ному подъёму на Руси в XVI веке. 

В окру­жжение царя Ивана Грозного, входили учёный митрополит Макарий, который высоко ценил книги, , монах из Пскова Филофей, впервые выдвинувший идею о «третьем Риме», Максим Грек, в молодости изучав­ший книгопечатанье в Венеции, просве­щённый Сильвестр, который составил «Домострой». Именно Сильвестра называют организатором и владель­цем первой московской так называемой «Анонимной» типографии, которая работала в 1553-1565 годах и выпустила более семи книг, в которых не было указано место и год издания. Совер­шенно очевидно, что в Москве Иван Фёдоров был не первым, но широкую известность как издатель а вместе с ней и благодарность потомков получил именно он - дьякон церкви Николы Гостунского.

О начале жизни Ивана Фёдорова зна­ют немного. Предполагают, что родился он около 1510 года, получил в 1532 году в университете Кракова звание бакалавра. В 1550-х годах Фёдоров уже находился в Москве. Доподлинно известная нам его биография про­слеживается с момента появления на свет книги «Апостол», 1564 года. История этого издания подробнейшим обра­зом изучена и описана: над книгой работали сам Иван Фёдоров и его ближайший помощ­ник Пётр Мстиславец. Руководящая роль при­надлежала Фёдорову: он организовы­вал весь издательский процесс, редактировал текст, писал послесловие, держал корректу­ры. Пётр Мстиславец был, скорее всего, техни­ческим редактором, гравёром и типографом. Уровень оформления Апостола специалисты единодуш­но оценивают как высокий для своего време­ни. Текст расположен обдуманно, систематич­но, в начале каждого раздела даны оглавле­ния подразделов и краткое их содержание. Завершающее Апостол послесловие учёные называют первым печат­ным публицистическим произведением в истории русской литературы. Нова­торской явилась и применённая в про­цессе работы технология двухпрогонной печати текста кинова­рью и чёрной краской. Фронтиспис книги украшает изображение леген­дарного автора «Деяний апостолов» - евангелиста Луки. Гравюра искусно от­печатана с двух досок. Так что Апостол 1564 года важен также как памятник по­лиграфического искусства, которому следовали и подражали в XVI и XVII ве­ках и в России, и далеко за её пределами.

Исследователи определяют тираж Апостола по разному - от 600 до 2000 экземпляров. Сейчас в библиотеках и музеях разных стран хранится свыше 60 его экземпляров. Сведения эти не охватывают частные коллекции, однако можно смело ут­верждать, что и здесь речь может идти лишь о нескольких книгах.

К сожалению современники не оценили заслуг одного из первых книгопечатников, через год после издания Апостола Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец из за гонений со стороны духовных властей вынуждены были бежать из Москвы в Литву. Но труды русских первопе­чатников не пропали даром. В «Сказании до­стоверном об изобретении печатного дела» го­ворится: «А после тех мастеров иные мастера были, и от того времени пошло это дело креп­ко и без помех бесперебойно, как непрерывная ветвь».

-------------------------------------------------------------------------------------
Апостол 1564 года. (Первопечатный.) Издан в Москве диаконом Иоанном Фёдоровым и Петром Тимофеевым Мстиславцем. Начат печатанием в 1563 году 19 апреля, окончен в 1564 году 1 марта. [6], 261 л. кириллицей, фронтиспис, гравированный на доске. 48 гравированных заставок, 22 инициала и 24 строки заголовочной вязи, исполненной красным цветом. В цельнокожаном переплёте на дереве 1840-х годов. Бронзовые застёжки. Стилизация под переплёт XVI века. Формат блока 26x17,3 см. Формат переплёта 30х19

<<  32 33 34 35 36 [3738 39  >>  
Вы здесь: Главная Статьи об антиквариате

Twitter