Антикварный магазин Artefakt.in.ua

(11:00-21:00)  +38 067 3907167   

Живопись

Живопись в России конца 19 века

Запорожец - акварель ВасильковскогоВ этой статье представлены работы художников, творивших в России в конце 19 века на примере картин, содержавшихся в альбомах к журналу "Нива" за 1891-1893 годы.

Представляем вам первую картину - "Запорожец". Её автор,  уроженец Харькова, С. И. Васильковский в 22 года поступил в Императорскую Академию Художеств и через 9  лет, в 1885 году был награжден большой золотой медалью за про­грамму по пейзажной живописи; одновременно он был назначен пенсионером Академии и послан за границу на 4 года. За это время он посетил Францию и Йспанию, и долгое время работал в Париже, где написал целый ряд видов в Пиренеях, Бретани и других местностях. Но и на чужбине он не забывал своей родины и набросал несколько украинских пей­зажей, оживленных фигурами казаков и запорожцев. После приезда в Россию он неодно­кратно возвращался к изображению «лыцарей Сечи» и написал акварелью целый ряд запорожских типов. Один из таких типов воспроизведен здесь. На картине изображен чубатый украинец, вы­слеживающий в густой траве необъятной степи своего врага. С непокрытой головой, в одной рубахе, с винтовкой наготове, он смотрит вдаль.

[↓ Читать далее]

 

Художник Леонард Брамер

Художник Леонард БрамерЛеонард Брамер родился в 1595 г. в Голландии, в городе Дельфте, гдe провел свое детство и получил первое художественное образование.

Дельфт в это время был значительным промышленным и торговым центром. Он славился суконно-ткацким и глиняным производствами.  Знаменитая Ост-индская торговая компания имела здесь свою контору. Недавнее прошлое, когда сильно укрепленный город служил резиденцией доброму гению Голландии, Вильгельму Молчаливому, с его двором и многочисленными пышными иностранными посоль­ствами, еще не было забыто. Следы его, в высшем дельфтском обществе, в виде высокой духовной культуры, развитого художественного вкуса, прекрасной архитектуры и обстановки, были еще очень обильны. Хуго де Грот, Леувенхук, фон Тромп, Питер Хейн, и целый ряд других выдающихся ученых, государственных людей, теологов и военных значились в списках его граждан.

В начале семнадцатого века Дельфт был также весьма значительным художественным центром. В наиболее старой из дошедших до нас его гильдейских книг, в списках мастеров-живописцев значится уже несколько десятков имен. В это время здесь жил и работал весьма знаменитый и очень плодовитый портретист М. Я. Миревельт (1567—1641), создавший в лице своих знаменитых учеников — Равестейна, Морельзе, Виллема, Флита и многих других — целую школу прекрасных портретистов. У кого Брамер брал свои первые уроки рисования и живописи нам неизвестно. Неизвестно также, как работал он до своей заграничной поездки в Италию (1614 г.).

Одно несомненно: если восемнадцатилетний художник и вывез с собой некоторые школьные традиции и вкусы родного города, то, под напором могущественной волны новых художественных впечатлений, они должны были сильно измениться. Неисчерпаемые сокровища только что закончившегося итальянского Возрождения, главным же образом, работы модных в то время мастеров упадка, или, вернее, «доцветания», должны были произвести и произвели катастрофический переворот в душе молодого восприимчивого мастера. Особый интерес в это время представляла северо-восточная Италия. Расцвет здесь, по сравнению с остальной страной, сильно запоздал и доцветал он особенно пышно. Здесь можно было еще застать в живых и за работой, сыновей и учеников мастеров великого времени. Художественные интересы проникали здесь глубоко в жизнь общества и были тесно связаны с нею.

[↓ Читать далее]

Антон Павлович Лосенко и его картины

Художник Лосенко, автопортретТаинственный, улыбчивый портрет г-жи Хлюстиной, холодный и умелый болонский «Каин», острый, напоминающий лучших испанцев «Шумский», курьёзный «Владимир перед Рогнедою», пышный, театральный «Волков», упадочное «Ловление рыб» - нельзя найти картин XVIII века, более противоположных и далеких; кажется, что этот интереснейший цикл — создание целой плеяды мастеров, и с тем большим вниманием мы должны отнестись к ху­дожнику, совместившему в своей творческой индивидуальности разнообразнейшие художественные устремления этих полотен. Эта широкая отзывчивость на все, что волновало душу искусства XVIII века, эта академическая многоликость, может быть, помешала Лосенко особенно ярко выявить свой собственный единый художнический лик, как это мы видим у Боровиковского, Рокотова или Венецианова. С другой стороны этот эклектизм придает созданиям Лосенко некоторый исторический интерес — интерес творческих исканий лучшего русского академика XVIII в., выразителя художественных запросов своих современников, не лишая их в то же время чисто-эстети­ческой пленительности.

Антон Павлович Лосенко родился 30 июля 1737 г. в г. Глуxoвe, Черниговской губернии, в семье зажиточного крестьянина, подряд-чика на армию. Рано лишившись родителей, юный Лосенко испытал и холод и голод, и горечь скитаний по чужим людям.

В 1740-х годах капризный случай столкнул его, должно быть обладавшего неплохим голосом, с уставщиком придворного хора, и юный Лосенко попадает в Петербург. О первых годах его жизни здесь мы ничего не знаем; и только в 1753 г. имя Лосенко впервые упоминается в сохранившихся источниках: в августе 1753 г., по именному её Императорского Величества указу, отданы в обучение жи­вописи к служителю гр. Шереметьева Ивану Аргунову трое придворных певчих - И. Саблуков, К. Головачевский, А. Лосенко.

В то время не считали нужным интересоваться индивидуальными наклонностями будущих «жрецов Аполлона», живописцев, скульпторов, резчиков, граверов не искали, а создавали. Этим своеобразным способом насаждения художеств объясняется то великое полчище посредственностей, известных только по именам, и та небольшая кучка истинных творцов, которая украшает историю русского искусства. Но в данном случае выбор оказался удачным - Саблукову принадлежит приятный портрет Третьяковской галереи,  Головачевский является автором интересных портретов графов Матюшкиных, а Лосенко — один из интереснейших мастеров XVIII века.

[↓ Читать далее]

Художник Гюбер Робер

Художник Гюбер РоберЧарующим мастером восемнадцатого века был Гюбер Робер. Художник Робер - чудеснейший пейзажист, сочетавший две прелести: красивую фантазию с красивой правдой. Он не только воздвигает волшебные руины, но и славит природу: солнечный свет, бездонность неба, игру облаков, свежесть листвы, обрызганной пылью фонтанов. Он прелестен и в изображениях маленьких интерьеров, остроумен и наряден в своих набросках, акварелях, рисунках.

С другой стороны, в декоративных композициях мы часто видим его уязвимое место: изображения людей. «Господин Робер, обра­щайте больше внимания на ваши фигуры; пишите их в меньшем количестве, но более тщательно» - советует ему Дидро. К тому же декоративные вещи, части общего целого, хороши в той среде, для которой задуманы. Повешенные теперь, как картины, среди чуждой им обстановки, панно Робера, конечно, проигрывают в эффекте. 

Робер родился в Париже в 1733 году. Первым его учителем был скульптор Слодц, долго живший в Италии. Он, оче­видно, и посоветовал своему ученику поездку за Альпы н направил его к живописцу Панини, которого лично знал. Этот Панини, знаменитый римский художник руин, сыграл решающее значение в направлении таланта юного француза, привив ему вкус к античным фантазиям. Но, конечно, не он один был вдохновителем Робера. И у того и у другого были славные предшественники.

Уже с давних пор руины, эти привидения античного мира, манили худож­ников. Старые мастера, как Полайюоло, Мантенья, Синьорелли, украшали ими свои дали. Руины встречаются часто на гравюрах XVI столетия, они служат излюбленной декорацией пейзажей Пуленбурга и его последо­вателей, входят, как живописный мотив, в картины почти всех голландцев, побывавших в Италии, в особенности в творения Веникса, Аселейна, Юльфта. В XVII столетии, когда рядом с «большим искусством» стали появляться специалисты по разным, боле мелким областям, «живопись руин и архитектуры» образовала особое разветвление, которое блестяще расцвело в XVIII веке. И в России тогда появи­лись, при Дворе Елизаветы и Екатерины, свои живописцы руин. Специализировалось на них семейство Бельских, довольно редкие произведения которых — перспективы фантастических палаццо — встречались тогда в царских дворцах. 

[↓ Читать далее]

Николай Пимоненко - поэт украинской живописи.

украинский художник Пимоненко Известный украинский художник Николай Пимоненко родился в семье иконописца, в пригороде Киева 21 марта 1862 года. Семья его жила бедно, но с самого детства Николай имел возможность участвовать в росписи сельских храмов Киевщины, помогая своему отцу в этом. Через некоторое время он и сам начал писать удачные зарисовки и отец определил его в одну из иконописных школ. Там и заметил его основатель киевской рисовальной школы – Николай Мурашко. Учение в школе было платным, таких денег в семье Пимоненко не было, но мецената школы миллионера Терещенко уговорили взять юного художника бесплатно.

Киевская рисовальная школа в конце 19 века переживала свой расцвет, отлично финансировалась и имела крепкие связи с Петербургской академией художеств. Используя эту возможность, Николай Пимоненко в 20 лет вступает в академию столицы Империи.

В Петербурге, молодому художнику было нелегко, его удручали отсутствие денег, работы и туберкулез, который едва не стал причиной его гибели. Вскоре он принимает решение переехать обратно в Киев, но в Петербурге не забыли о Пимоненко, даже после его отъезда. Художнику разрешили присылать свои работы на выставки столичной академии, пока он не получил через долгие 7 лет диплом живописца.

Вскоре после этого, Пимоненко влюбляется в молодую дочку своего наставника – Александру Орловскую, она отвечает ему взаимностью и они играют свадьбу. Двадцать лет продлилась радостная семейная жизнь художника. 

В 1901 году киевская Рисовальная школа закрылась, так как основной её меценат - Терещенко решил преобразовать ее в училище прикладного искусства. Впрочем, Пимоненко ушел из школы раньше — он хотел создать школу живописи, которая не зависела бы от непредсказуемых меценатов. После своего ухода он организовывает первое киевское государственное Художественное училище. Кроме этого, художник преподавал графику в Киевском политехническом институте,где он трудился много лет, до самого конца жизни. 

Большинство картин Пимоненко уникальны невиданной для того времени динамикой и драматургичностью крестьянской и мещанских тем. Художники того времени писали в селах неподвижные хаты, церкви, застывший народ. Пимоненко же всегда ставил в центр своих картин людей в действии, их переживания и чувства в этот момент.

За свою недолгую жизнь, художник оставил огромное культурное наследие, его многочисленные картины, его зарисовки из сельской жизни дают нам возможность почувствовать яркие ноты неповторимой украинской души. Умер Николай Пимоненко в марте 1912 года в Киеве, в возрасте 50 лет.

Вы здесь: Главная Живопись

Twitter