Антикварный магазин Artefakt.in.ua

(10:00-19:00)  +38 (067) 390-71-67   /   +38 (057) 7-166-166

Письменность в Московской Руси в 14-17 веке

Иллюстрация из Четвероевангелия, 1507 г.Древнейшим материалом для писания служил пергамент. Написанные на нем документы назывались хартиями или харатьями. Уже в 14 веке появляется бумага, но в первое время она стоила еще дороже, чем пергамент. Бумага была очень крепкая, изго­товлялась она из льняных тряпок, её поверхность была неровной, желтого цвета. Листы не были очень велики, около 10 вершков в длину и 8 в ширину, но для писания листы разрезали вдвое, втрое или вчетверо вдоль и склеивали, так, что получалась длинная узкая полоса в 4 вершка шириной. Склейка кусочков бумаги называлась скрепой: в казенных бумагах дьяк на обороте на скрепе писал свое имя, и таким образом обозначал, что эта скрепа была сделана «законно», во избежание разрыва листка. Иногда, благодаря склеиванию, полу­чались невероятно длинные столбцы, которые хранили закатанными в виде катушек. Для писания использовали сначала металлические чернила, но с 15 века начали применять чернила, близкие по составу с чернилами конца 19 века, - из чернильных орешков. Для писания использовались гусиные перья, очень распространены были небольшие, плоские, герметически закупоренные чернильницы, которые носили за поясом. 

[↓ Читать далее]

Иллюстрации к книге "Москва в её прошлом и настоящем", 1911 г.

Москва в её прошлом и настоящемСамым шикарно оформленным изданием, описывающим архитектуру и быт Москвы по праву считается двенадцатитомник "Москва в прошлом и настоящем", Изд. Образование 1909-1911 г. Это многотомное издание подробно описывает Москву, начиная со времен Ивана Грозного и до начала 20 века. Книга знакомит нас с бытом царей, архитектурой, костюмами,  историческими личностями и многим другим. Особого внимания заслуживают многочисленные иллюстрации на отдельных листах, с которыми и ознакомит вас эта статья. Все двенадцать томов содержат огромное количество иллюстраций, рисунков и портретов, но учитывая формат статьи представляем вам 33 из них.  

(это издание вы можете приобрести в нашем магазине)

[↓ Читать далее]

 

Древнерусская письменность 11-14 века

Иллюстрация из Остромирова Евангелия - евангелист МаркК сожалению не сохранилось никаких памятников древнейшей славянской письменности до принятия христианства, и мы можем только предполагать, что она уже существовала в те вре­мена: на это указывает свидетельство Ибн Фадлана, что в Булгаре славяне на месте погребения праха покойника поставили столб с надписью. Но во всяком случае этот вопрос остается неизученным. Письменность распространяется только с принятием христианства и перенесением в Русь славянской азбуки. В первые времена грамотность была большой редкостью и была достоянием немногих. Летописцы отмечают любовь к книж­ному делу князей, так Ярослав Мудрый держал при дворе переводчиков и переписчиков книг. Но главными очагами, где переписывались книги, являлись мо­настыри, служившие долгое время центрами просвещения на Руси. Там, в тиши монастырских келий, монахи занимались этим богоугодным делом. Таким образом и древняя письмен­ность, как и вообще вся древне-русская культура носила церковный характер, и первые книги, написанные на древне-славянском языке, были книги священные. Древнейшим памятником древнерусской письменности, сохранившимся до наших времен, является Остромирово Евангелие, напи­санное в 1056 г. диаконом Григорием для новгородского посадника Oстромира. К 11 веку отно­сится и другой редкий памятник письменности - так называемое Туровское Евангелие, найденное в Турове, а также Изборник Святослава, написанный в 1073 г., и представляющий собой переведенный с греческого сборник статей богословского характера, с добавлением некоторых светских.

[↓ Читать далее]

Эволюция охотничьих ружей с пятнадцатого по двадцатый век

Казнозарядное ружье. 1537 г.Трудно более или менее точно определить, с какого времени огнестрельное оружие делается оружием не только военным, но и охотничьим. Гринер в своей книге «The Gun» указывает на старинную английскую книгу «Je Goune and how to use itt», — дати­руемую 1446 г., где уже есть карикатура на охотника с ружьем и на печальные последствия стрельбы на охоте из ружей того времени. Тяжесть, неповоротливость и не­приспособленность всего ружья, несовершенство воспламенения заряда и отвратительная меткость были характерны для первых ружей и делали их малопригодными для охоты. Поэтому лук (в основном в Англии) и особенно арбалет оставались и в 16 веке любимым оружием охотника. Благодаря хорошей мет­кости на небольших дистанциях, разнообразному ассортименту стрел и бесшумности, — арбалет, как охотничье оружие, используется ещё и в 17 веке. Только с усовершенствованием производства стволов, облегчением ружья, приспособлением его для более быстрого прицела и с изобретением фитильного замка, ружьё получает своё законное место в охотничьем оружии.

[↓ Читать далее]

Мрамор. Его разновидности и применение в искусстве

Мраморная статуя, ВенераНе напрасно мрамор - этот прочный, красивый, зачастую ярко окрашенный материал с давних времён высоко ценится во всём мире. Уже тот факт, что цвет мрамора, за исключением чисто голубого, варьирует во всех цветах и оттенках, способствует такому разнообразию в его применении для декоративных задач, что в этом с ним не может сравниться никакой другой материал. Кроме прочности и возможности добывания кусков огромных размеров, мрамор является таким великолепным материалом для художественных работ благодаря трем своим свойствам: зернистости строения, позволяющей выработку достаточно тонких контуров и даже прорезной отделки частей; его окраске и способности легко принимать полировку.

Мрамор во всех многочисленных разновидностях обладает особым очарованием. Помимо впечатления мощи и видимой несокрушимости, он воздействует также своей окраской и рисунком. Белый мрамор своей изумительной чистотой вызывает чувства чего-то неземного, высокого. Нет другого материала, который обладал бы таким чистым белым цветом, сравнимым только со свежевыпавшим снегом. С другой стороны, черный мрамор со своим зеркальным блеском производит впечатление мрачного торжественного великолепия и мощи. Возбуждают фантазию бесчисленные пестрые разновидности мрамора с зелеными, красными, белыми, лиловыми, голубоватыми жилками и пятнами; как пышны, роскошны и декора­тивны красный и желтый; как фантастичен желтый с черными про­жилками; как странны красный или зеленый с вкрапленными обломками других цветов. Во многих мраморах видно как бы застывшее в камне отражение титанической борьбы стихий и целых миров. 

[↓ Читать далее]

<<  1 2 3 4 [56 7 8 9  >>  
Вы здесь: Главная Статьи об антиквариате

Twitter