Антикварный магазин Artefakt.in.ua

(11:00-20:00)  +38 (067) 390-71-67   /   +38 (057) 7-166-166

Антон Павлович Лосенко и его картины

Художник Лосенко, автопортретТаинственный, улыбчивый портрет г-жи Хлюстиной, холодный и умелый болонский «Каин», острый, напоминающий лучших испанцев «Шумский», курьёзный «Владимир перед Рогнедою», пышный, театральный «Волков», упадочное «Ловление рыб» - нельзя найти картин XVIII века, более противоположных и далеких; кажется, что этот интереснейший цикл — создание целой плеяды мастеров, и с тем большим вниманием мы должны отнестись к ху­дожнику, совместившему в своей творческой индивидуальности разнообразнейшие художественные устремления этих полотен. Эта широкая отзывчивость на все, что волновало душу искусства XVIII века, эта академическая многоликость, может быть, помешала Лосенко особенно ярко выявить свой собственный единый художнический лик, как это мы видим у Боровиковского, Рокотова или Венецианова. С другой стороны этот эклектизм придает созданиям Лосенко некоторый исторический интерес — интерес творческих исканий лучшего русского академика XVIII в., выразителя художественных запросов своих современников, не лишая их в то же время чисто-эстети­ческой пленительности.

Антон Павлович Лосенко родился 30 июля 1737 г. в г. Глуxoвe, Черниговской губернии, в семье зажиточного крестьянина, подряд-чика на армию. Рано лишившись родителей, юный Лосенко испытал и холод и голод, и горечь скитаний по чужим людям.

В 1740-х годах капризный случай столкнул его, должно быть обладавшего неплохим голосом, с уставщиком придворного хора, и юный Лосенко попадает в Петербург. О первых годах его жизни здесь мы ничего не знаем; и только в 1753 г. имя Лосенко впервые упоминается в сохранившихся источниках: в августе 1753 г., по именному её Императорского Величества указу, отданы в обучение жи­вописи к служителю гр. Шереметьева Ивану Аргунову трое придворных певчих - И. Саблуков, К. Головачевский, А. Лосенко.

В то время не считали нужным интересоваться индивидуальными наклонностями будущих «жрецов Аполлона», живописцев, скульпторов, резчиков, граверов не искали, а создавали. Этим своеобразным способом насаждения художеств объясняется то великое полчище посредственностей, известных только по именам, и та небольшая кучка истинных творцов, которая украшает историю русского искусства. Но в данном случае выбор оказался удачным - Саблукову принадлежит приятный портрет Третьяковской галереи,  Головачевский является автором интересных портретов графов Матюшкиных, а Лосенко — один из интереснейших мастеров XVIII века.

[↓ Читать далее]

Беллик

Антиквариат. Фарфор БелликНеобычный вид фарфора, к которому проявляют интерес мно­гие коллекционеры антиквариата, производят в гончарной мастерской деревушки Беллик, расположенной в Северной Ирландии. Она была основана в 1857 г., и здесь из паросского фарфора изготов­ляли прекрасные украшения, часто в виде ракушек и даже морских ежей и декорировали их изображениями других представителей морс­кой флоры и фауны. Из белликского фарфора делали также полоски и «плели» из них корзинки, украшенные цветами; у них были такие острые края, что можно было поранить палец. Изделия часто остав­ляли неглазурованными или покрывали перламутровой полупрозрачной глазурью, которая как нельзя лучше соответствовала морской тематике. Здесь также производили костяной фарфор и де­лали из него столовую посуду.

На картинке изображены: большая урна из паросского фарфора с типичными для Беллика цветами; рядом находится статуэтка мифического единорога, символа чистоты, обвитого кольцами змея, который символизирует зло. Кувшин из костяного фарфора расписан цветочными гирляндами, что не характерно для Беллика.

Ювелирные гарнитуры

Антиквариат. Ювелирный гарнитурЕсли простые медальоны были обычным украшением средней бур­жуазии, то знатные замужние женщины XIX в. должны были носить пышные ювелирные изделия как символ высокого положения их мужей. Самым главным считался большой гарнитур, состоящий из колье, кулона, серег, броши, кольца, браслета и диаде­мы. В состав малого гарнитура входили все предметы, кроме диадемы. Часто кулон превращали, скажем, в брошь или брошь в заколку для волос, таким образом удваивая их полезность. Большинство больших гарнитуров как правило не по карману коллекционерам, но отдельные предметы бывают доступны, а если сохранился их подлинный футляр, то это лишь добавляет им ценности.

Для изображенного здесь гарнитура использовались розовые топазы в золотой филиграни. Он состоит из колье, броши, серег, кулона и браслета. Часть предметов крепится с помощью булавок, часть - с помощью зажимов.

Старинные глобусы

Антиквариат. Глобус звёздного небаБлагодаря открытиям и освоению новых земель и исследовани­ям суши и океанов в конце XVIII в. возник огромный интерес к географическим картам, глобусам и навигационным приборам, который держался и весь XIX в. Глобусы даже стали символом жела-ния образованного человека следить за событиями во внешнем мире, и к XIX в. заняли наряду с бронзовыми инструментами, такими как ком­пас, циркуль и телескоп, заслуженное место в кабинетах и библиотеках богатых домов. 

Глобусы, как правило, продавались парами: земной глобус с нане-сенными океанами и материками и глобус звездного неба с указанными на нем созвездиями. Несмотря на большое различие в размерах, которые колебались от 7 см для карманного глобуса до 60 и более сантиметров для напольных экземпляров, все глобусы были хрупкими предметами, представлявшими сферу из папье-маше или из склеенных тонких деревянных пластинок, нарезанных «доль­ками». На сферу наклеивали бумажный лист с напечатанной на нем картой. Потом все покрывали шеллаком и с помощью медного стерж­ня в роли земной оси укрепляли на подставке. Проще найти глобусы начала XX в., и, кроме того, они находятся в лучшем состоянии. 

Глобусы звездного неба имеют долгую историю; самый старый из сохранившихся датируется 300 г. до н. э. Их продолжали изготавливать в эпоху Средневековья в мусульманских странах, а на Западе до XV в., когда производство глобусов кардинальным образом упростилось, они были редкостью. Изображенный здесь экземпляр сделан примерно в 1860 г. Небесные глобусы часто продавали в паре с обычными земными.

Старинная одежда

Платье для крещения 19 векВ последние годы под влиянием кино и телевидения, где демонстрируется множество так называемых костюмных драм, возрос интерес к коллекционированию старинной одежды. Такие пред­меты, как свадебная фата XIX в., клубные пиджаки и платья начала 1920-х гг., вечерние платья 1930-х гг., мини-юбки 1960-х гг. позволя­ют больше узнать как о моде, так и нравах в обществе того времени.

Для женской моды конца XIX и начала XX в. характерны обильные украшения. На платьях были аппликации, вышивки, оборки. Особен­но популярны были кружева, поскольку машинное плетение позволяло получить то же качество, что и у кружев, сплетенных вручную. Платья, блузки и юбки шили из тонких тканей. Предпочтение отдавалось ши­фону, муслину, крепдешину, газу. В моде были нежные цвета: розовый, розовато-лиловый и голубой. Появление женщин-служащих способ­ствовало распространению практичной, скромной и простой одежды.

Мужская мода того же периода отличалась классическими линия­ми. Цилиндры, визитки и брюки со штрипками носили на работе, а вечером надевали смокинги. В течение всего дня мужчины были в белых сорочках с пристежными воротничками. На досуге, с другой стороны, можно было находиться в блейзере, канотье и фланелевом костюме.

Проблема для коллекционеров с костюмами начала XX в. состоит в том, что они встречаются очень редко. Мужские костюмы либо силь­но изношены, либо поедены молью, а много женских платьев было перешито во время Первой мировой войны.

В 1920-е г. модельеры старались скрыть особенности женской фи­гуры. Силуэт вечерних платьев был очень прямолинейным, а в районе груди все было плоско. Однако в 1930-х гг. силуэты женских платьев стали более мягкими. Вечерние платья отличались роскошью, и их ши­ли из атласа, крепа или бархата. Они выделялись низкими декольте, были собраны в талии и имели юбки-клеш.

Среди модельеров тогда выделялись Уорт, Шанель, Скиапарелли, Ад­риан, Пуаре и Молинье, хотя вещи под этими брендами очень дороги и сегодня. Приобретать старинную одежду лучше в специализирован­ных антикварных магазинах или на рынках. Перед покупкой всегда проверьте, насколько изношены и растянуты вещи на швах, посмотрите пугови­цы, застежки и другие декоративные детали - они должны быть целыми и подлинными.

Изображенное здесь платье для крещения 19-го века сшито из шелка кремового цвета; оборки и складки были в то время в моде. Церемония крещения среди семейных праздников находилась по важности на втором месте после свадьбы.

<<  3 4 5 6 7 [89 10 11 12  >>  
Вы здесь: Главная Статьи об антиквариате

Twitter