Антикварный магазин Artefakt.in.ua

(10:00-19:00)  +38 (067) 390-71-67   /   +38 (057) 7-166-166

Техника гравюры в период с 15 по 18 век

 Хузепе Рибера. Гравюра "Пьяный силен"Искусство гравюры состоит в том, что на плоскую поверхность какого-либо пригодного для этой цели материала (дерева» металла, камня и т. п.) тем или другим приемом наносится рисунок, который затем покрывается краской и оттискивается на бумаге. Число оттисков, которые можно получить таким образом, варьирует в зависимости от примененной техники и материала.

Следует различать три основных типа гравюры: рельефная или высокая гравюра (на дереве или металле), глубокая (резцовая или разные виды офорта) и плоская (литография). Но литография была изобретена на пороге 19 века поэтому в этой статье мы ограничимся разъяснением техники двух первых типов гравюры.

Техника рельефной гравюры состоит в том, что на ровной поверхности между линиями или плоскостями изображения вынимается грунт, так что в результате изображение возвышается в виде плоского барельефа, и линии образуют как бы мостки между углублениями грунта. При гравировании на дереве на отшлифованную и подготовленную поверхность совершенно ровной деревянной доски, толщиной около 2,5 см наносится рисунок; затем линии рисунка обрезаются с обеих сторон с величайшей точностью острым ножом, а грунт между линиями выбирается особым инструментом, похожим на стамеску, на глубину от 2 до 5 мм, в зависимости от толщины линий и расстояния между ними. После этого поверхность доски накатывается краской и к ней прижимают бумагу или другой подходящий материал, причем краска с возвышающихся линий или плоскостей переходит на бумагу. Таким образом получается отпечаток вырезанного на доске изображения. Отпечаток этот дает, конечно, обратное, так сказать, зеркальное отображение рисунка. Оттиски с доски получаются посредством притирания наложенного на доску листа влажной бумаги костяным стэком или щеткой или же с помощью обыкновенного типографского пресса; можно также вставлять доску в типографский набор и печатать одновременно с ним.

[↓ Читать далее]

Нижегородские донца

Нижегородское донце, Новгород 19 век (1)Донце (или донье) служит подставкой для колончатой ножки ручной прялки, швейки или гребня; на край донца, при работе, садится пряха или швея. Как самостоятельная часть, оно применялось в составных прялках и швейках, и зачастую, свободное от работы, украшало стену избы наравне с лубками, иконами и полотенцами.

Представленные здесь донца (Нижегородской губернии середины 19 века) имеют вид широкой лопатообразной доски (липовой или березовой) с полукруглым обрезом на передней части и пирамидально-выгнутой подставкой (гнездом),  для вертикальной части орудия (в данном случае, гребня). Нижегородские донца украшены чрезвычайно любопытным видом скобчатой резьбы с инкрустацией.

Образы пышного дворянского быта 18 века развернуты на этих крестьянских деревянных картинах. Стройные всадники с большими цветами в руках гарцуют на прыгающих конях с веерообразной гривой; изящные кавалеры в высоких цилиндрах ритмичной вереницей проходят по узорной горизонтали доски; даму в вычурной елизаветинской карете мчит летящий конь под аркой массивной дуги; прыгают подражая коням, собачки; стройные кавалеры, держащие цветы и длинные трубки, картинно стоят, изогнув руку, повторяя один другого; дама в кринолине окружена ритмично поставленной группой кавалеров в сюртуках и треуголках; скачет таинственная амазонка на монументальном коне; снова пролетает грандиозная карета — пышные вожжи коня держит в руках нарядный кучер; веет султан на треуголке выездного лакея; барыня в рубчатом кринолине предстала, как в раме, в окне кареты; ряд воинов-кавалеров, подняв обнаженные сабли, проходят орнаментальным рядом; грациозные острокрылые птицы, тонкие травы, разнообразные листы и цветы раскинуты меж фигурами.

[↓ Читать далее]

Книгопечатание в Москве во время царствования Михаила Федоровича (1613—1645)

Царь Михаил Федорович Романов«Бысть радость велия на Москве, по случаю избрания Михаила Федоровича Романова в цари московские», — отмечает летописец в 1613 году. Радость эту, по словам летописца, испытывали все: "не токмо вельможи и служивые люди, но и простые православные крестьяне и сущие младенцы". Разделяли общую радость и те любители книг, которые надеялись, что с успокоением государства, после смут и лихолетья, при новом царе быстро разовьется начатое при Иоанне Грозном «богоугодное книгопечатное дело».

Михаил Федорович, вступая на престол, застал в развалинах печатный двор — единственное тогда учреждение, поставлявшее печатные богослужебные церковные книги. Московская «штанба» сгорела в числе других зданий во время пожара столицы, занятой польско-литовским войском в 1611 году. Попытка князя Трубецкого восстановить типографию, сделанная во время междуцарствия, в 1612 году, не удалась. Между тем потребность в печатных книгах чувствовалась очень сильно. Храмам, монастырям и грамотным благочестивым людям приходилось поневоле довольствоваться рукописными книгами, нередко искаженными ошибками, описками, а то и заведомо неверными толкованиями.

[↓ Читать далее]

Омер, придворный живописец и декоратор крымских ханов Селямет и Крым-Гиреев

Летняя беседка, БахчисарайИстория татарского искусства в Крыму вся соткана анонимными авторами. Не считая мифических художников вроде Сеид-Балли Эффенди, за одну ночь соорудившего, cогласно местной легенде, великолепную Евпаторийскую Хан-Джами, или мастеров с творчеством столь же туманным, как у придворного художника и шута Менгли-Гирей Хана Мен-Арслана, мы не можем назвать каких-либо более или менее достоверных имен.  Тем больше интереса представляет для нас попытка установления oeuvr‘a, более или менее достоверного, живописца и декоратора О м е р а, жившего и работавшего в Бахчисарае сначала при дворе хана Селямета, а затем и Крым-Гиреев.

[↓ Читать далее]

Фарфоровая фабрика Гарднера

Статуэтка производства фабрики Гарднер "Два товарища"Фабрика Гарднера была основана в 1754 году в посёлке Вербилки, находящемся недалеко от Москвы (дата официального открытия - 1766). Основатель и владелец фабрики – английский купец Франц Яковлевич Гарднер, в организации производства также принимал участие его старший сын Франц Францевич.

Сырьём для изделий являлась глуховская глина, добываемая на Черниговщине, также использовалась глина из гжельского района.  В начале Гарднер экспериментировал и фабрика выпускала лишь пробные изделия в небольшом объёме, затем выпускала посуду похожую на изделия фабрики Гребенщикова, но уже вскоре ассортимент фабрики начал стремительно расширяться.

[↓ Читать далее]

 

 

<<  1 2 [34 5 6 7  >>  
Вы здесь: Главная Статьи об антиквариате

Twitter