Антикварный магазин Artefakt.in.ua

(11:00-21:00)  +38 067 3907167   

Изделия из металлов

Изделия из металла в стиле модерн

Изделия из металла в стиле модернВещей из драгоценных металлов, в частности из серебра, к сере­дине XIX в. стали делать гораздо меньше. Мастера стиля модерн возродили искусство изготовления изделий из металла, комби­нируя его с эмалью, слоновой костью и деревом.

Европейские художники испытывали очень сильное влияние Вос­тока. Английский дизайнер Кристофер Дрессер, один из немногих, посетивших в тот период Японию, изготовлял, в частности, чайные сер­визы. отличавшиеся простотой и чистотой линий. Наблюдались и другие тенденции. Мастер по металлу Александер Нокс, чьи работы сочетали в себе элементы стиля модерн и движения «Искусство и ре­месла», создал предметы столового серебра, а также оловянную посуду в кельтском стиле для лондонского магазина Артура Лизенби Либер­ти. Уникальными получались его чайные сервизы и коробки для печенья.

Коллекционеры должны знать, покупая металлические изделия в стиле модерн, что в 1930-х и 1960-х гг. были вспышки интереса к подобным вещам. Попадаются иногда оригинальные изделия, но в большинстве своем продающиеся сейчас вещи - копии, хотя и очень высокого качества, которые не представляют интереса для настояще­го коллекционера.

В странах Скандинавии и особенно Дании в конце XIX и начале XX в. наблюдался большой интерес к художественным издели­ям из металла. Наиболее известным мастером серебряной посуды был датчанин Георг Йенсен, который основал в 1904 г. свою мастерскую в Копенгагене. В его ранних работах присутствовали эле­менты движения «Искусство и ремесла» и стиля модерн, а позже все более заметным стало влияние ар деко. Кроме того, Йенсен изготов­лял посуду по проектам других дизайнеров, главным образом Йохана Роде и его свояка Харальда Нильсена.

Влияние модерна на мастеров, работавших с медью и бронзой, было сродни тому, как действовало на них движение «Искусство и ремесла». Эти металлы позволяли производить красивые ве­щи, доступные всем, и художники делали из бронзы и особенно меди предметы домашнего обихода, например, чайники, лампы, подсвечни­ки. Наиболее известным был англичанин У. Бенсон, который вместо изготовления художественных изделий вручную наладил их массовое промышленное производство. Его значение особенно сильно ощуща­лось в самом начале XX в., и сейчас можно приобрести много вещей того периода.

Оловянные и посеребренные изделия, так же как бронзовые и медные, стали очень популярны на рубеже XIX и XX вв., и причина этого была та же: желание сделать высокохудоже­ственные вещи доступными большинству населения, которое не располагало средствами для приобретения серебра. Была произведе­на широкая гамма предметов в стиле модерн. В Германии основной производитель этой продукции фабрика «WMF» выпускала обильно де­корированные изделия, а такие художники, как Георг Йенсен, Чарлз Рени Макинтош и Арчибальд Нокс с посудой, изготовленной для лон­донского магазина «Либерти», тяготели к более простым, лаконичным, почти геометрически четким линиям, то есть были ближе к движению «Искусство и ремесла».

Антикварные изделия из серебра

Антикварные изделия из серебраБлеск полированного серебра ласкает взор, будь то рамка фотографии или красиво сервированный стол. Серебро долго было признаком хорошего достатка и даже сейчас придает владельцам ощущение высокого со­циального статуса. Никакой другой металл (кроме золота) не может сравниться с серебром в благородстве, долговечности и красоте, оно поддается обработке в самых разных техниках, может украшаться драгоценными камнями, эмалью и т. д. Для коллекционера здесь открыто широкое поле деятельности, поскольку он может собирать опреде­ленные предметы, например ложки или шкатулки, а может приобретать различные вещи, соответствующие интерьеру комнат.

Какой путь ни выбрать, это может стать приятным и по­лезным опытом, но обязательно нужно помнить о сохранности и уходе за коллекцией и непременно фотографировать все экспонаты.

Хотя во многих странах имеются пробирные палаты (английская система существует с 1478 г.), серебро проверяют, и на всех изделиях тяжелее 7,78 г ставят четыре клейма. Одно указывает город (в Лондоне, например, это голова леопарда), другое указывает стандарт - обыч­но это шагающий лев, обозначающий серебро 925-й пробы, хотя некоторые изделия могут содержать чистого серебра больше, чем 92,5 процента. Третье клеймо указывает дату, а четвертое - марку изготовителя. Между 1784 и 1890 гг. бы­ло принято ставить клеймо с изображением головы короля, что свидетельствовало об уплате налога. Клейма ставили на всех частях изделия. Например, у пивной кружки клейми­ли и ее саму, и крышку.

Как и для других видов антиквариата, важную роль игра­ет состояние изделия. На серебре за долгие годы образуется патина, и ни в коем случае нельзя применять для чистки аб­разивные материалы, поскольку они царапают металл и удаляют патину. Разумеется, серебряные вещи были в свое время в постоянном обиходе, и на некоторых отчетливо заметны следы интенсивного использования например, дырки или трещины у носика чайника. Это относится к дефектам, так же как пайка серебра мягким припоем, который придает изделию неприглядный вид и снижает его ценность.

Элементы декора также склонны к повреждениям. Особенно это относится к ажурным узорам, где часто возникают трещины или искажения формы из-за неаккуратного обращения. На серебряных вещах часто гравировали дарственные надписи, инициалы, гербы, и последующему владельцу приходилось их удалять. Поэтому стоит проверять, нет ли в центре подноса или на пивной кружке участка, где стенка тоньше, чем в осталь­ных местах.

Хотя по клейму можно легко определить дату производ­ства, коллекционер все же должен хоть немного знать историю серебра, поскольку можно натолкнуться на вещь, при изготовлении которой использовались более старые детали, может быть, даже с клеймом. Правда, в этом случае подделку можно определить, поскольку клеймо оказывает­ся не в положенном месте. В XIX в. простые серебряные предметы украшали, в частности, резьбой, а некоторые ве­щи переделывали: например, превращали пивную кружку в кофейник или кувшин. Старинная статуэтка из серебра может послужить отличным подарком.

Декоративная бронза

Декоративная бронзаБронза - сплав меди с оловом - используется для отливки скульптур более 4000 лет. Традиционная технология литья по выплавляемым восковым моделям требовала аккуратности и занимала много времени. Все это сказывалось на цене готовой продукции. Но в XIX в. была изобретена гальванопластика: с помощью электролиза тонкий слой бронзы наносился на поверхность гипсовой модели. В результате получались относительно дешевые и красивые металлические статуэтки, для изготовления которых можно было организовать массовое производство.

Наиболее популярными в середине XIX в. были бронзовые статуэтки животных. Представители французской школы анималистов (Антуан-Луи Бари, Эммануэль Фреми, Жорж Гарде и Пьер-Жюль Мене) создавали живые и реалистичные скульптуры серн, львов, собак, олених с детенышами и других животных, а также разнообразных птиц.

Среди скульптур человеческих фигур чаще встречались классическая обнаженная натура и мифологические персонажи: боги, богини, нимфы и сатиры. Солидный спрос имели бюсты и статуэтки исторических фигур: Наполеона, Флоренс Найтингейл, Руссо, Вольтера, Шекспира, Мильтона, Марии Стюарт.

В то время художники сходили с ума по всему экзотическому. Все без исключения мастера бронзовой скульптуры создавали огромное количество «арабских» статуэток всадников, соколиных охотников и т. п. Под влиянием бронзовой скульптуры Китая они отливали считавшиеся типично «восточными» сюжетами китайских мудрецов, рыбаков и придворных женщин.

Декоративная бронза XIX в. производилась в больших количествах, и сейчас ее образцы можно без труда приобрести в антикварных магазинах. Старинная бронзовая статуэтка это не только произведение искусства но и оригинальный подарок.

<<  1 2 [3
Вы здесь: Главная Изделия из металлов

Twitter