Антикварный магазин Artefakt.in.ua

(11:00-20:00)  +38 (067) 390-71-67   /   +38 (057) 7-166-166

Керамика и фарфор

Керамика и фарфор То, что изделия из глины становятся прочными после того, как их обожгли известно с древних времен. Предметы из керамики и фарфора до нынешнего времени производят так, хотя это два разных материала. Глиняные (керамические) изделия, имеющие пористое строение, производят при температурах от 480 до 815 градусов, а фарфор производится при температурах до 1315 градусов. Отличие фарфора от керамики в том, что фарфор легче и пропускает свет.

Первую посуду изготавливали, склеивая глиняные кольца. После того как был изобретен гончарный круг и шликерное литьё, которое позволило производить полые предметы наступила революция в гончарном деле. Следующей новацией было начало применения глазурей, получавшихся как сопутствующий элемент при выплавке олова и свинца. Керамика, покрытая глазурью становилась водонепроницаемой. Также применение глазурей позволяло раскрашивать ее. Отличным качеством славились китайские глазури. Китайцы также применяли синий кобальт, для росписи керамики перед нанесением на нее глазури.

Сейчас на рынке антиквариата присутствуют произведения из огромного количества материалов, выполненных самыми разными мастерами в присущей каждому манере. Разброс цен очень велик, а установить происхождение того или иного изделия бывает непросто. На относительно современных предметах из керамики или фарфора все необходимые сведения напечатаны на донышке. На более старых изделиях донышко может быть пустым. В этих случаях пригодятся знания специалистов по глазурям и росписи.

Нет смысла собирать керамику, если вы боитесь получить подделку. И что такое на самом деле подделка? Даже в Ки­тае с лучших образцов снимали копии, и они были почти не отличимы от «оригинала». В этом смысле делфтский фар­фор XVII в. в основном представляет собой «подделки» китайских изделий, но это не умаляет его достоинств в на­ших глазах. Проблема становится еще более запутанной, поскольку некоторые «подделки» могут быть более ценны­ми, чем оригинал, как это имеет место в случае с ранними английским копиями китайского сине-белого фарфора, шедшего на экспорт. В настоящее время копии, сделанные в XVIII в., «реабилитированы» и подделками не считаются.

Настоящие подделки, считают эксперты, стали появлять­ся после 1820 г., когда объектом копирования явился севрский фарфор. После этого началась эпидемия фальси­фикаций, когда подделывали все, начиная от мейсенского до китайского фарфора времен династии Цинь. Самые по­следние подделки циньского фарфора из Китая настолько совершенны, что самые искушенные экс­перты не могут их определить.

Учитывая размеры рынка антиквариата, под­дельный фарфор сейчас нельзя считать основной проблемой. Риск оказаться обманутым будет сведен до минимума, если делать покупки у торговцев с признанной репутацией или на элитных аукционах. Солидные салоны и торговцы антиквариатом обычно готовы вернуть деньги, если про­дали фальшивку.

Ювелирные индийские украшения

Ювелирные индийские украшенияИнтересной для коллекционеров областью могут стать индий­ские ювелирные украшения, привлекшие внимание западного мира в середине XIX в. Во второй половине столетия, когда мо­да на все восточное охватила Европу, из Индии было ввезено очень много ювелирных изделий, причем важную роль в этом сыграл Артур Либерти, основатель магазина в Лондоне, носящего его имя. В Индии ювелирные украшения, кроме своей материальной ценнос­ти, имели религиозное и, главное, общественное значение. На свадьбу женщине в качестве приданого давали золото и драгоценные камни, которые становились ее личной собственностью и передавались даль­ше по наследству.

По традиции ювелирные украшения носили в Индии мужчины и женщины независимо от касты, индусы и мусульмане: булавки на тюрбанах, оголовья, колье, браслеты на запястьях и щиколотках, кольца на руках и ногах, кольца в носу. Богатые люди могли поз­волить себе золотые предметы с бриллиантами, рубинами, изумрудами, сапфирами и жемчугом; те, кто победнее, доволь­ствовались более дешевыми камнями, часто оправленными в серебро. Украшения также часто дарили на праздники, как дорогой подарок.

Когда Индию захватили мусульмане, они основали там в 1526 г. им­перию моголов. Мусульмане многое переняли в ювелирном искусстве индусов, в частности, мастерство чеканки со стороны изнанки. В свою очередь они научили индусов покрывать эмалью заднюю часть изде­лий с драгоценными камнями. Лишь на юге Индии, куда не дошло влияние мусульман, ювелирные украшения делают в старом, более строгом стиле.

Антикварная мебель рококо

Мебель рококоХотя падение Наполеона должно было означать конец моды на строгие формы ампира, во Франции еще целых полтора деся­тилетия делали мебель в стиле неоклассицизма, хотя и с элементами рококо, пришедшими из середины предшествующего столетия.

Дефицит красного дерева, вызванный в период наполеоновских войн блокадой Франции англичанами, породил интерес к местным по­родам дерева. Консольные столы из тополя и вишневого дерева, изготовленные около 1825 г. с белыми или серыми мра­морными крышками вместо центральной стойки в стиле ампир начала века, имели изогну­тые резные ножки.

К периоду Второй империи (1852-1870) ренес­санс стиля рококо достиг апогея. Типичный стол из позо­лоченной древесины мог иметь крышку из каррарского мрамора, множество резных завитков и изог­нутые ножки. В конце XIX в. из смешения других стилей возник­ли «плоские бюро». Изогнутые ножки часто сочетались с фигурами кариатид и масками в стиле рококо и с панелями в стиле ампир.

Викторианская эпо­ха в Англии стала свидетельницей появле­ния прочных массивных столов, которые олицетворяли респектабельность и богатство среднего класса. В большом количестве производились раздвижные обеденные столы. Вариант стола красного дерева, изготовленного около 1860 г., имел волнистый контур, резные акантовые листья и ножки с резными завитками, заканчивающиеся закругленными утолщениями.

Небольшие столы также производили более солидное впечатление, чем изделия XVII в., и треноги столов с центральной стойкой превратились почти в крестовину на уров­не пола. В изготовлении мебели использовали новые материалы, например папье-маше; в ее облике можно было различить влияние художественных те­чений всего мира.

Возрождение средневековой готики привело к тому, что в конструкции сто­лов и другой массивной мебели стал преобладать камень, а не дерево. Так. лепные архитектурные украшения обеденного стола с центральной стойкой созданного А. У. Н. Пуджином, были словно взяты со средневековой церкви.

В тот же период представители среднего класса в городах горели же­ланием продемонстрировать окружающим свои растущие собрания семейных реликвий и сокровищ. В результате в Европе и США появи­лась масса пристеночных и других столиков, на которых хозяева могли выставлять свои коллекции.

В США возрождение французской неоклассики выразилось в по­явлении «неогреческого» стиля с еще более прямыми линиями, характерными для американских столов, которые начали изготовлять массовым способом. В течение последующих лет чисто коммерческая составляющая мебельного производства оставалось явной, поскольку иначе невозможно было насытить растущий рынок Появлялось все больше и больше механизированных фабрик, выпускавших дешевую мебель на сосновом каркасе, фанерованную шпоном красного дерева или ореха толщиной с бумажный лист. Декор столов представлял со­бой комбинацию стилей прошлых времен.

Часть мебельных мастеров выступала против тогдашних изделий массового производства - на них оказала сильное впечатление книга Истлейка (1836-1906) «Советы по ведению домашнего хозяйства». В ней автор защищал простую мебель с минимумом украшений, и в конце XIX в. стало сказываться влияние движения «Искусство и ремесла» и художественных стилей ар деко и модерн.

Антикварные изделия из серебра

Антикварные изделия из серебраБлеск полированного серебра ласкает взор, будь то рамка фотографии или красиво сервированный стол. Серебро долго было признаком хорошего достатка и даже сейчас придает владельцам ощущение высокого со­циального статуса. Никакой другой металл (кроме золота) не может сравниться с серебром в благородстве, долговечности и красоте, оно поддается обработке в самых разных техниках, может украшаться драгоценными камнями, эмалью и т. д. Для коллекционера здесь открыто широкое поле деятельности, поскольку он может собирать опреде­ленные предметы, например ложки или шкатулки, а может приобретать различные вещи, соответствующие интерьеру комнат.

Какой путь ни выбрать, это может стать приятным и по­лезным опытом, но обязательно нужно помнить о сохранности и уходе за коллекцией и непременно фотографировать все экспонаты.

Хотя во многих странах имеются пробирные палаты (английская система существует с 1478 г.), серебро проверяют, и на всех изделиях тяжелее 7,78 г ставят четыре клейма. Одно указывает город (в Лондоне, например, это голова леопарда), другое указывает стандарт - обыч­но это шагающий лев, обозначающий серебро 925-й пробы, хотя некоторые изделия могут содержать чистого серебра больше, чем 92,5 процента. Третье клеймо указывает дату, а четвертое - марку изготовителя. Между 1784 и 1890 гг. бы­ло принято ставить клеймо с изображением головы короля, что свидетельствовало об уплате налога. Клейма ставили на всех частях изделия. Например, у пивной кружки клейми­ли и ее саму, и крышку.

Как и для других видов антиквариата, важную роль игра­ет состояние изделия. На серебре за долгие годы образуется патина, и ни в коем случае нельзя применять для чистки аб­разивные материалы, поскольку они царапают металл и удаляют патину. Разумеется, серебряные вещи были в свое время в постоянном обиходе, и на некоторых отчетливо заметны следы интенсивного использования например, дырки или трещины у носика чайника. Это относится к дефектам, так же как пайка серебра мягким припоем, который придает изделию неприглядный вид и снижает его ценность.

Элементы декора также склонны к повреждениям. Особенно это относится к ажурным узорам, где часто возникают трещины или искажения формы из-за неаккуратного обращения. На серебряных вещах часто гравировали дарственные надписи, инициалы, гербы, и последующему владельцу приходилось их удалять. Поэтому стоит проверять, нет ли в центре подноса или на пивной кружке участка, где стенка тоньше, чем в осталь­ных местах.

Хотя по клейму можно легко определить дату производ­ства, коллекционер все же должен хоть немного знать историю серебра, поскольку можно натолкнуться на вещь, при изготовлении которой использовались более старые детали, может быть, даже с клеймом. Правда, в этом случае подделку можно определить, поскольку клеймо оказывает­ся не в положенном месте. В XIX в. простые серебряные предметы украшали, в частности, резьбой, а некоторые ве­щи переделывали: например, превращали пивную кружку в кофейник или кувшин. Старинная статуэтка из серебра может послужить отличным подарком.

Старинные ярмарочные сувениры

Ярмарочные сувенирыХотя эти небольшие вещицы - обычно не более 13 см в длину - имеют на основании поздравительную надпись по-английски, большинство их сделано в Германии. В 1860 г. их сначала выпускала фирма «Конта и Бёме» из Пёсснека, а потом еще три или четыре немецкие фабрики.

Со времен Средневековья и вплоть до XIX в. ежегодно проводившиеся по всей Европе ярмарки были не только важными экономическими событиями, но и становились праздником для всех участников. На ярмарках, где крестьяне и ремесленники продавали свою продукцию и пытали удачу в разного рода конкурсах состязаниях, можно было в качестве подарка получить небольшой сувенир из керамики. Сюжеты этих безделушек и надписи на основании отражали грубоватый непосредственный юмор простолюдинов. Когда ярмарки потеряли свое значение, подобные сувениры можно было купить в магазинах.

Изменились сюжеты и надписи - они стали более тонкими и сентиментальными. Среди персонажей стали доминировать дети, кошечки и собачки.

<<  29 30 31 32 33 [3435 36 37 38  >>  
Вы здесь: Главная Статьи об антиквариате

Twitter