Сама природа драгоценных и полудрагоценных материалов, используемых при изготовлении украшений из них, диктует высокие цены на экземпляры для коллекции антиквариата.
Лишь немногие ювелирные изделия до XVIII в. могут попасть в руки обычного коллекционера. Даже если бы они были доступны - а большинство из них хранятся под стеклом на стендах музеев и крупнейших коллекций, - они бы стоили так дорого, что были бы по карману только самым богатым людям.
В настоящее время собиратели ювелирных изделий сосредоточивают внимание на вещах, созданных полукустарным способом в течение XIX в. и на дизайнерских работах конца XIX и начала XX в. Но и это помогает многое узнать о традициях, о которых сообщают эти достаточно скромные предметы.
Период с образования первой Французской империи (1804) до завершения эпохи Регентства принца Уэльского в Англии (1820) был золотым веком ювелиров. Это тем более удивительно, что в период Французской революции 1789-1794 гг. фортуна от них отвернулась. Обладание драгоценностями не только указывало на аристократическое положение, они были символом монархии: в условиях якобинского террора владелец даже безделушки мог легко попасть на гильотину.
У многих аристократов ювелирные украшения были конфискованы революционерами, а те, кто эмигрировал, увез драгоценности с собой в изгнание. На европейский рынок попали многие из этих вещей, и цены, естественно, упали. В Париже единственными доступными украшениями были железные кольца со штампованными на них революционными фразами или портретами вождей.
Мода на аскетизм быстро прошла с началом правления Наполеона. Из камней, оставшихся от французских королей, были сделаны украшения в неоклассическом стиле, и император поощрял ношение придворными роскошных драгоценностей. Стали привычными гарнитуры, состоящие из колье, браслетов, серег и диадемы с одинаковыми камнями. Сам император очень любил камеи, и его вторая жена Мария-Луиза получила гарнитур с 24 старинными камеями из коллекции французских королей.
Несмотря на войну между государствами, английские женщины и ювелиры внимательно следили за модами нового французского двора. Однако англичане не восприняли французский вкус к «тяжелым», официозным украшениям, в частности, к гарнитурам с бриллиантами. Им были больше по душе нитки жемчуга и украшения, которые называли «языком камней». Камни были расположены так, что их начальные буквы образовывали слово. Например, из первых букв английских слов, обозначавших лазурит, опал, позолоченную бронзу и изумруд, складывалось слово «love», то есть «любовь». Другим аксессуаром английских дам высшего света на балах и обедах была «спартанская диадема» - тиара, заканчивающаяся острием, со сверкающими «каплями» драгоценных камней.
С падением Наполеона Франция оказалась на грани банкротства, и у немногих было достаточно средств, чтобы покупать драгоценности. Приходилось приспосабливаться, и для ювелирных изделий стали использовать больше самоцветов и дешевый жемчуг, нанизанный на шелковую нить или конский волос. Ближе к середине века и в остальные европейские страны пришла та же мода.