Антикварный магазин Artefakt.in.ua

(11:00-20:00)  +38 (067) 390-71-67   /   +38 (057) 7-166-166

Керамика

Антикварные керамические чашки

Антикварные керамические чашкиДля коллекционера, особенно начинающего, очень удачным выбором может стать собирание чашек. У первых чашек не было ручек, и они напоминали пиалы на блюдцах, как японские или китайские сосуды для чая. Когда в конце XVII в. цены на чай упали, этот напиток стал повседневной потребностью буржуазных слоев общества, и выпуск посуды дтя чаепития значительно возрос. В настоящее время вполне возможно приобрести высококачественную фарфоровую чашку или пиалу XVIII в., если вас не смутит отсутствие блюдца. И совсем немно­го денег придется потратить на чашки XIX в., которые можно найти в избытке. Удается встретить и цилиндрические кофейные чашки, но они встречаются реже.

Набор из чайной и кофейной чашек часто комплектовались одним блюдцем, которое можно было употреблять с любой из них. Такой набор это великолепный подарок. Форма и роспись чашек, а также клейма изготовителей дают обширные знания о сортах фарфора и стилях прикладного искусства последних полутора веков, что поможет пополнить коллекцию ценны­ми экспонатами.

Японский фарфор "Сацума"

Фарфор "Сацума"

 

Своим названием этот уникальный вид гончарного искусства обя­зан японской провинции, где изготовляли фарфоровые изделия. Фарфор «сацума» имеет в Японии длинную историю, но образ­цы, попавшие в Европу, были изготовлены на экспорт в конце XIX в. Изделия «сацума» производят из светлой пористой керамики и по­крывают глазурью сливочного цвета, сквозь которую просвечивают светло-коричневые оттенки. Готовые изделия имеют исключительно гладкую поверхность теплого тона слоновой кости и чуть потемнев­ший при обжиге тонкий слой глазури. Ранние образцы украшались пейзажами, цветами, птицами в типичном для японцев лаконичном стиле. Постепенно изображения на образцах, которые делали на экс­порт, становились более подробными, с прекрасно вырисованными фигурами, восточным орнаментом и покрывались позолотой. К кон­цу XIX в. и в XX в. наряду с этими великолепными изделиями появились более простые, небрежно выполненные работы, предназ­наченные только для удовлетворения спроса. Эти вещи, сделанные на потребу, легко определить по грубой росписи, так отличающей их от лучших образцов.

Керамика и фарфор

Керамика и фарфор То, что изделия из глины становятся прочными после того, как их обожгли известно с древних времен. Предметы из керамики и фарфора до нынешнего времени производят так, хотя это два разных материала. Глиняные (керамические) изделия, имеющие пористое строение, производят при температурах от 480 до 815 градусов, а фарфор производится при температурах до 1315 градусов. Отличие фарфора от керамики в том, что фарфор легче и пропускает свет.

Первую посуду изготавливали, склеивая глиняные кольца. После того как был изобретен гончарный круг и шликерное литьё, которое позволило производить полые предметы наступила революция в гончарном деле. Следующей новацией было начало применения глазурей, получавшихся как сопутствующий элемент при выплавке олова и свинца. Керамика, покрытая глазурью становилась водонепроницаемой. Также применение глазурей позволяло раскрашивать ее. Отличным качеством славились китайские глазури. Китайцы также применяли синий кобальт, для росписи керамики перед нанесением на нее глазури.

Сейчас на рынке антиквариата присутствуют произведения из огромного количества материалов, выполненных самыми разными мастерами в присущей каждому манере. Разброс цен очень велик, а установить происхождение того или иного изделия бывает непросто. На относительно современных предметах из керамики или фарфора все необходимые сведения напечатаны на донышке. На более старых изделиях донышко может быть пустым. В этих случаях пригодятся знания специалистов по глазурям и росписи.

Нет смысла собирать керамику, если вы боитесь получить подделку. И что такое на самом деле подделка? Даже в Ки­тае с лучших образцов снимали копии, и они были почти не отличимы от «оригинала». В этом смысле делфтский фар­фор XVII в. в основном представляет собой «подделки» китайских изделий, но это не умаляет его достоинств в на­ших глазах. Проблема становится еще более запутанной, поскольку некоторые «подделки» могут быть более ценны­ми, чем оригинал, как это имеет место в случае с ранними английским копиями китайского сине-белого фарфора, шедшего на экспорт. В настоящее время копии, сделанные в XVIII в., «реабилитированы» и подделками не считаются.

Настоящие подделки, считают эксперты, стали появлять­ся после 1820 г., когда объектом копирования явился севрский фарфор. После этого началась эпидемия фальси­фикаций, когда подделывали все, начиная от мейсенского до китайского фарфора времен династии Цинь. Самые по­следние подделки циньского фарфора из Китая настолько совершенны, что самые искушенные экс­перты не могут их определить.

Учитывая размеры рынка антиквариата, под­дельный фарфор сейчас нельзя считать основной проблемой. Риск оказаться обманутым будет сведен до минимума, если делать покупки у торговцев с признанной репутацией или на элитных аукционах. Солидные салоны и торговцы антиквариатом обычно готовы вернуть деньги, если про­дали фальшивку.

Старинные ярмарочные сувениры

Ярмарочные сувенирыХотя эти небольшие вещицы - обычно не более 13 см в длину - имеют на основании поздравительную надпись по-английски, большинство их сделано в Германии. В 1860 г. их сначала выпускала фирма «Конта и Бёме» из Пёсснека, а потом еще три или четыре немецкие фабрики.

Со времен Средневековья и вплоть до XIX в. ежегодно проводившиеся по всей Европе ярмарки были не только важными экономическими событиями, но и становились праздником для всех участников. На ярмарках, где крестьяне и ремесленники продавали свою продукцию и пытали удачу в разного рода конкурсах состязаниях, можно было в качестве подарка получить небольшой сувенир из керамики. Сюжеты этих безделушек и надписи на основании отражали грубоватый непосредственный юмор простолюдинов. Когда ярмарки потеряли свое значение, подобные сувениры можно было купить в магазинах.

Изменились сюжеты и надписи - они стали более тонкими и сентиментальными. Среди персонажей стали доминировать дети, кошечки и собачки.

Керамика в стиле модерн

Керамика в стиле модернЦентром производства керамики в стиле модерн была Франция. Новое поколение французских гончаров отвернулось от фар­фора и обратило свое внимание на крупнозернистую глину. Образами для художников были изящные и асимметричные изделия китайских и японских мастеров, а технические новшества и более со­вершенное оборудование позволяли получать новые художественные эффекты.

Многими важными изобретениями мы обязаны французским ху­дожникам по керамике. Так, они открыли секрет состава глазури «бычья кровь», использовавшейся китайцами. Кроме того, они много экспериментировали с технологиями отделки, и из­-делия у них получались с полированной, испещренной ямками и прожилками, а также пятнистой поверх­ностью. Они создали и основной мотив стиля модерн: обливали изделие глазурью в виде длин­ной плавной кривой. Этот метод украшения пришел с Востока и использовался практически всеми гончарами Европы и США. Развитие американской ке­рамики шло параллельным с французами путем: со сверкающими глазурями по простым формам изделий из глины. Американский вариант стиля модерн проявляется в уд­линенных формах ваз, изогнутых ручках и инкрустациях в виде лилий, орхидей, экзотических птиц.

В Германии и Австро-Венгрии керамика и фарфор в стиле модерн отличались особым разнообразием форм. Их украша­ли и типичными для стиля модерн узорами и геометрическим орнаментом.

<<  1 2 3 4 5 [67  >>  
Вы здесь: Главная Керамика

Twitter