Антикварный магазин Artefakt.in.ua

(11:00-21:00)  +38 067 3907167   

Старинные книги

Товарищество Сытина. Исторический очерк (1916г.)

Сытин в своем рабочем кабинетеГрандиозные предприятия издательства И. Д. Сытина ведут свое начало от той маленькой, в одну машину, литографии на Воронухиной горе, которую открыл И. Д. Сытин в 1876 году, служа еще у Шарапова. Литография была открыта в кредит. Доход от неё являлся для Сытина подсобным заработком к тому содержанию, которое получал он от хозяина. Литография производила исключительно народные картины. В числе рисовальщиков был нынешний директор Правления М. Т. Соловьев. В периоды наибольшего спроса на картины литографские станки «ходили» и ночью, причем сам Сытин по утрам, до выхода в «хозяйскую лавку», усердно работал в маленькой при­хожей, разрезая только что отпечатанный картины. Так современный «Наполеон книжной торговли» начинал свое собственное дело.

В своем новом деле Сытин со свойственной ему предприимчивостью и умением смотреть вперед поступал, как он сам свидетельствует в своей автобиографии, по-новому: шел на риск, приглашал лучших рисовальщиков и мастеров, в цене с ними не торговался, но требовал хорошей работы, усердно изучал вкусы народа, следил за рынком. Результаты сказались очень быстро. Товару не хватало. Покупатели торговались не в цене, а в количестве. Сытинские картины не залеживались в лавке, а «из-под рук» сразу же распределялись между покупателями. 

Первым толчком, быстро двинувшим крохотное предприятие по пути развития, была русско-турецкая война 1877 года, когда сразу силь­но увеличился спрос на народные картины и карты военных действий. 

Вторым толчком была Всероссийская Промышленная выставка в Москве в 1882 году. Литография приняла участие на выставке своими «лубками». Академик Боткин, заведовавший художественным отделом выставки, обратил на них особенное внимание, как на лучшие народные картины.

За выставку Сытин получил награду - серебряную медаль на Станиславской ленте. Но не в этом сказалось значение выставки: последствием её было повышение художественной стороны народных картин. По указанию и совету Боткина, при производстве народных картин сытинская литография впервые стала пользоваться копиями с картин лучших художников. Началась та революция в народных картинах в сторону улучшения их содержания и художественнаго выполнения, кото­рая потом красною нитью проходила и продолжает проходить чрез всю деятельность Товарищества в этой области. 

Улучшение фабрикатов литографии повышало и спрос на них. На очередь встал вопрос о расширении предприятия. Первоначальный рамки были тесны, они не давали возможности поставить дело так, как того требовал все увеличивавшийся спрос со стороны рынка. Шарапов, в тесном единении с которым работал Сытин, привык жить и работать по старине, тихо, на расширение не шел, новизны и широты боялся. «Мне  это не впору, - говорил он Сытину, - я буду вести свое дело потихоньку, а ты будешь шагать все дальше и дальше. Давай разойдемся, открывай свою лавку, я тебе помогу».

[↓ Читать далее]

Мужчина и женщина, скандальное издание начала 20-го века

Антикварная книга Мужчина и женщинаВ России начала 20-го века, трехтомник с интригующим названием «Мужчина и женщина» и множественными откровенными для своего времени иллюст­рациями, которые были отпечатаны на отличной ме­лованной бумаге, воспринимался обществом как кладезь знаний об интимных сторонах жизни человека.

Этот фундаментальный труд, который подготовил коллектив немецких врачей, социологов и историков неоднократно переиздавался в разных европейских странах. В России он был переведён авторским коллективом во главе с профессором Энгельгардтом. Также русское издание включало ряд дополнительных мате­риалов, учитывающих местную специфику.

Слово «эмансипация», в Древнем Риме обо­значавшее освобождение сына от власти отца, в новейшие времена приобрело более широ­кое значение - избавления от любого угнете­ния и зависимости, уравнивания в правах. В XIX столетии эмансипация стала главным требованием боровшихся за социальное и политичес­кое равенство европейских и американских фе­министок. В начале 20-го века вопрос о правах женщин был актуален как для Старого, так и для Но­вого Света. Описание с точки зрения науки отношений между полами являлось главной задачей авто­ров книги. Как раз об этом говорится в предисло­вии к русскому изданию: «Сильнее, чем в какую-либо историческую эпоху, разгорается в наше время борьба между мужчиной и женщиной за место в человеческом обществе, на которое она изъявляет притязание и которого он не распо­ложен предоставить ей. Цель этого сочине­ния - дать обеим сторонам действительно не­зыблемую научную точку опоры и тем самым несколько охладить тот пыл, который проявля­ется всюду, где недостаток опытных знаний по необходимости возмещается фантазией».

Каждый из томов трехтомника был посвящен определенной тематике. Первый том раскрывал отношения между мужчиной и женщиной с точки зрения физиологии, второй том был посвящен браку и институту семьи, а третий акцентировал внимание на социальные аспекты взаимоотношений, рассматривал отношения между полами в разных слоях общества.

Но, наибольшую, скандальную популярность получил первый том, благодаря множеству размещенных в нем иллюстраций в стиле «ню». Такие иллюстрации были редки в то время, и зачастую трехтомник покупался только ради первого тома, исключительно для просмотра картинок с обнаженными женщинами. Таким образом, попытка цивилизованного противостояния «мужскому шовинизму» привела к обратному результату.

Трехтомник был издан в 1911 году издательством Просвещение, составлен авторским коллективом в составе А.Н. Шабановой, А.С. Догеля, Т. Ахелиса и др. Издание оформлено 986 рисунками в тексте.

Факторы, влияющие на цену антикварной книги

В силу специфического характера формирования цен на антикварные книги, оценка всегда в той или иной степени носит субъективный характер. Например, факт продажи книги с аукциона за определенную цену не означает, что другое такое же издание можно будет продать за ту же цену. Реальная цена издания может иногда отличаться от аукционной в 2-3 раза. На стоимость антикварной книги влияет множество факторов. 

Положительные факторы: малый тираж, хорошее состояние книги, наличие иллюстраций, популярная тематика, издательский переплет, редкий автограф или дарственная надпись, наличие иллюстраций, гравюр, полный комплект (для многотомных изданий). 

Отрицательные факторы: плохое состояние книги, выпадающие или отсутствующие листы, наличие библиотечных штампов, большой тираж, низкая популярность тематики издания, новодельный или владельческий переплет, "лисьи пятна", факт реставрации, некомплект (для многотомных изданий).

 

(Данный текст доступен по лицензии GNU Free Documentation License. Действующая ссылка на источник - сайт http://artefakt.in.ua обязательна)

Апостол 1564 года - первая русская датированная книга

Апостол 1954 год, антикварная книга. Апостол (от греческого apostolos - послан­ник) - часть Нового Завета, богослужебная книга Православной Церкви, которая включа­ет в себя написанные евангелистом Лукой дея­ния апостолов, соборные послания апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды, послания апостола Павла и Апокалипсис. Считается, что славянский перевод Апостола выполнен     Ки­риллом, Мефодием и их учениками.

Апостол был издан в Моск­ве, в 1564 году, став первой датированной печатной книгой в России. По европейским меркам она увидела свет довольно поздно - через 124 го­да после изобретения Иоганном Гутенбергом печатного станка. К середине шестнадцатого столетия типографии существовали уже во многих крупных городах в Европе. Сам Иван Фёдоров в послесло­вии Апостола писал: «Начат помышляти, како бы изложите печатные книги, якоже в грекех, и в Венецыи, и во Фригии, и в прочих языцех».

Это вовсе не означает, что попытки перене­сти западное искусство книгопечатанья на россий­скую почву не предпринимались раньше. До­кументы рассказывают нам о судьбах тех, кто стоял у истоков русского книго­издания. В любекской хронике 1556 года описывается судьба Бартоломея Готана, отправившем­ся в Москву издавать книжки на русском и ла­тинском языках. Он так и не смог реализовать свои замыслы, так как «русские у него всё ото­брали и утопили». Никаких подтверждений этой истории обнаружить не удалось, но нельзя не признать, что она, даже если и вымышлена, весьма харак­терна для той эпохи. Другой иностране­ц, немец Ганс Шлитте в 1547 году был послан царём Ива­ном четвертым в Германию, для поисков художников книжного дела. Предприимчивый саксонец завербовал нескольких масте­ров: печатника, переплётчика и гравёра, но по пути в Россию их за­держали в Любеке и посадили в тюрьму. Однако, проблема книгопечатанья в России к тому времени назрела. Тому бы­ло много причин. Присоединение к Москве новгород­ских, тверских, псковских и рязанских зе­мель, укрепление централизованного русского государства, расширение его торговых связей с европейскими страна­ми способствовали заметному культур­ному подъёму на Руси в XVI веке. 

В окру­жжение царя Ивана Грозного, входили учёный митрополит Макарий, который высоко ценил книги, , монах из Пскова Филофей, впервые выдвинувший идею о «третьем Риме», Максим Грек, в молодости изучав­ший книгопечатанье в Венеции, просве­щённый Сильвестр, который составил «Домострой». Именно Сильвестра называют организатором и владель­цем первой московской так называемой «Анонимной» типографии, которая работала в 1553-1565 годах и выпустила более семи книг, в которых не было указано место и год издания. Совер­шенно очевидно, что в Москве Иван Фёдоров был не первым, но широкую известность как издатель а вместе с ней и благодарность потомков получил именно он - дьякон церкви Николы Гостунского.

О начале жизни Ивана Фёдорова зна­ют немного. Предполагают, что родился он около 1510 года, получил в 1532 году в университете Кракова звание бакалавра. В 1550-х годах Фёдоров уже находился в Москве. Доподлинно известная нам его биография про­слеживается с момента появления на свет книги «Апостол», 1564 года. История этого издания подробнейшим обра­зом изучена и описана: над книгой работали сам Иван Фёдоров и его ближайший помощ­ник Пётр Мстиславец. Руководящая роль при­надлежала Фёдорову: он организовы­вал весь издательский процесс, редактировал текст, писал послесловие, держал корректу­ры. Пётр Мстиславец был, скорее всего, техни­ческим редактором, гравёром и типографом. Уровень оформления Апостола специалисты единодуш­но оценивают как высокий для своего време­ни. Текст расположен обдуманно, систематич­но, в начале каждого раздела даны оглавле­ния подразделов и краткое их содержание. Завершающее Апостол послесловие учёные называют первым печат­ным публицистическим произведением в истории русской литературы. Нова­торской явилась и применённая в про­цессе работы технология двухпрогонной печати текста кинова­рью и чёрной краской. Фронтиспис книги украшает изображение леген­дарного автора «Деяний апостолов» - евангелиста Луки. Гравюра искусно от­печатана с двух досок. Так что Апостол 1564 года важен также как памятник по­лиграфического искусства, которому следовали и подражали в XVI и XVII ве­ках и в России, и далеко за её пределами.

Исследователи определяют тираж Апостола по разному - от 600 до 2000 экземпляров. Сейчас в библиотеках и музеях разных стран хранится свыше 60 его экземпляров. Сведения эти не охватывают частные коллекции, однако можно смело ут­верждать, что и здесь речь может идти лишь о нескольких книгах.

К сожалению современники не оценили заслуг одного из первых книгопечатников, через год после издания Апостола Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец из за гонений со стороны духовных властей вынуждены были бежать из Москвы в Литву. Но труды русских первопе­чатников не пропали даром. В «Сказании до­стоверном об изобретении печатного дела» го­ворится: «А после тех мастеров иные мастера были, и от того времени пошло это дело креп­ко и без помех бесперебойно, как непрерывная ветвь».

-------------------------------------------------------------------------------------
Апостол 1564 года. (Первопечатный.) Издан в Москве диаконом Иоанном Фёдоровым и Петром Тимофеевым Мстиславцем. Начат печатанием в 1563 году 19 апреля, окончен в 1564 году 1 марта. [6], 261 л. кириллицей, фронтиспис, гравированный на доске. 48 гравированных заставок, 22 инициала и 24 строки заголовочной вязи, исполненной красным цветом. В цельнокожаном переплёте на дереве 1840-х годов. Бронзовые застёжки. Стилизация под переплёт XVI века. Формат блока 26x17,3 см. Формат переплёта 30х19

Н.К. Шильдер. Биографии русских Императоров.

Антикварная книга шильдер Николай первый

Военный, ученый, администратор, Н.К. Шильдер до­бился блестящих успехов на каж­дом из этих поприщ. Сын боевого генерала, умершего от раны, полу­ченной на поле боя, Шильдер по­шел по стопам отца. Блестяще окончив Пажеский корпус, он по­ступил в Николаевскую инженер­ную академию, затем служил в лейб-гвардии Сапёрном батальоне. Назначенный адъютантом к герою Севастополя генералу Тотлебену, участво­вал в русско-турецкой войне 1877-1878 годов. В течение шести лет возглавлял Гатчинский Николаевский сиротский институт, с 1886 года руководил Нико­лаевским инженер­ным училищем и Инженерной ака­демией. В 1899 году стал директором Императорской публичной библи­отеки и за корот­кий срок добился заметного улучше­ния в её работе. Назначению во­енного инженера в чине генерал-лей­тенанта на пост главного библиоте­каря страны, несомненно, поспо­собствовала известность Шильдера-историка. Ещё в 1872 году он опубликовал обстоятельную био­графию своего отца. Затем после­довал ряд исторических очерков, посвящённых преимущественно александровскому и николаевскому царствованиям: «Граф Аракчеев в 1812-1834 годах», «Россия и её от­ношение к Европе в 1806-1815 го­дах»,  «Император Николай I и Польша», и др. Опублико­ванные в «Русской старине» и «Историческом вестнике», эти работы заставили го­ворить о Шильдере как об одном из крупнейших спе­циалистов по но­вейшей русской истории. Однако подлинную славу, ему принесли две  фундаменталь­ные монографии:

«Император Алек­сандр I, его жизнь и царствование»  (4 тома; Санкт-Петер­бург, 1897-1898) и «Им­ператор Павел Первый» (Санкт- Петербург, 1901). Осно­ванные на новых, ма­лоизвестных архивных документах, написан­ные ясным образным языком, прекрасно из­данные и проиллюст­рированные, они про­извели сенсацию и сра­зу же стали бестселле­рами, как в научной сре­де, так и у широкой пуб­лики.

На фотографии изображены два тома последне­го, оставшегося незавершённым труда учёно­го - биография Николая I. Над ней Шильдер работал последние годы жизни, но успел собрать и обработать лишь материал, охватывающий период от рождения императора до по­давления польского восстания 1831 года. Со­гласно желанию Николая Карловича, выска­-занному им незадолго до кончины, рукопись была подготовлена к печати редактором «Ис­торического вестника» Сергеем Николаевичем Шубинским.

Существовали несколько вариантов издания биографии Николая Первого, один - в строгих полукожаных переплётах работы А.А. Шнеля. Более распространённый вариант оформления - из­дательские переплёты с золотым тиснением заглавий и царских корон на верхних крышках и корешках.

Говоря о заслугах Шильдера-учёного, критики отмечали, что «работы его написаны увлекательно, основные их достоинст­ва - искусный психоло­гический анализ, тща­тельная и точная кри­тика пособий и источ­ников, наличие множества новых материалов. Его работы углубляют историческое пони­мание и открывают доступ новым взглядам.»

(Данный текст доступен по лицензии GNU Free Documentation License, действующая ссылка на источник - сайт http://artefakt.in.ua обязательна)

<<  1 2 3 4 [56 7  >>  
Вы здесь: Главная Старинные книги

Twitter