Антикварный магазин Artefakt.in.ua

(11:00-20:00)  +38 (067) 390-71-67   /   +38 (057) 7-166-166

Предметы коллекционирования

Антикварные куклы

Антикварные куклыХотя еще со времен античных Греции и Рима сохранились куклы из дерева, терракоты, ткани и слоновой кости, для большинства коллекционеров история кукол начинается в XVIII в., когда во всех странах Европы эти игрушки вырезали из дерева. Некоторые из них выглядели реалистично с хорошо выдержанными пропорциями фигур. Они не предназначались для забав, а играли роль миниатюр­ных манекенов. Модельеры посылали их королевским придворным и в американские салоны, чтобы тамошние дамы могли поз­накомиться с последней модой. Позже прилегающие наряды стиля ампир потребовали кукол с гибкими фи­гурами, и в Германии резчики начали делать их с конечностями на шарнирах. Для игр в XVIII в. и начале XIX в. использовали более простые куклы с фигурами, похожими на кегли, с не­подвижными руками и ногами. Головы вырезали из дерева или лепили из гипса, а волосы и черты лица нано­сили краской.

Во Франции для изготовления кукол стали использовать неглазурованный фарфор. Вскоре ему научились придавать нежный телесный цвет. Во второй половине XIX в. из фарфора делали голову и плечи, а также нижние части рук и ног. Остальное представ­лял собой футляр из белого или светло-розового полотна или кожи, набитый опилками.

Французские кукольные мастера придумали делать тело игрушки из «композитного» материала, состоявшего из мягкой смеси клея, смо­лы и отбеливателя, нанесенного на проволочный каркас и при высыхании становившегося твердым. Вскоре это новшество переня­ли и их немецкие конкуренты. Деревянные шаровые шарниры устанавливали на локтях, плечах, бедрах и коленях, и конечности скрепляли резинкой. При новой технологии стали ненужными плечи из фарфора, и в 1880-х гг. обычна практика делать на шее кольцевой ободок и устанавливать голову в выемку торса, так что она могла вра­щаться.

В 1860-1870-х гг. французы благодаря фарфору смогли придавать лицам кукол более естественное выражение. Немцы тут же скопиро­вали технологию и внедрили ее в массовое производство. Стеклянные глаза, проколотые уши и парики из человеческих волос или мохера помогли придать куклам сходство с людьми. Игрушки покупали с уче­том выражения лица. Вскоре к глазам стали крепить противовес, и при опрокидывании куклы навзничь у нее закрывались глаза. У большин­ства из них был слегка приоткрыт рот и видны нарисованные или приклеенные передние зубы. Куклы со сжатыми губами выпускали в меньших количествах, поэтому они сейчас ценятся больше.

В целом французские куклы имели более высокое качество, чем не­мецкие. Они, как правило, были более тщательно и модно одеты, у них были пышные волосы; признаком высшего качества являлись длинные локоны, поскольку и человеческие волосы и мохер были дорогим ма­териалом. К концу столетия ведущие производители кукол Жюмо, Руле и Декам, а также Леон Казимир Брю во Франции и такие немецкие фир­мы, как «Братья Хеубах», «Саймон и Холбиг», «Куно и Отто Дрессель» и «Кестнер», ставили на своих изделиях (обычно чуть ниже шеи) рель­ефный фирменный знак и номер модели. Головы французских кукол того времени помечались буквами SFBJ, составлявшими аббревиатуру названия Французского общества производителей товаров для детей.

В первой половине XIX в. кук­лы изображали взрослых женщин, но покупателям больше нравились куклы в виде ма­леньких девочек, и те стали обычным явлением к концу столе­тия. В начале XX в. куклы-малышки доминировали на рынке, и так про­должалось до появления после Второй мировой войны нарядно одетой Барби.

В Германии в начале XX в. ку­кольные дизайнеры, которым надоели куклы с безразличным вы­ражением лица, начали делать головки с нахмуренными, обижен­ными и грустными личиками, постепенно воспроизведя практи­чески все детские эмоции. Первой куклой «с характером» была модель Каммера и Рейнхардта под номе­ром 100, которая также имела сгибающиеся конечности. Ее успех вдохновил других производителей, Каммер и Рейнхардт продолжили дело, давая при этом каждой новой кукле имя. Эти изделия стали заветной мечтой коллекционеров немецких кукол. Другие фирмы, в том числе братьев Хеубах, которая сделала больше, чем остальные, характерных кукол, производили и неевропейские персо-­нажи из черного и коричневого фарфора.

Для коллекционера кукол имеют значение не только привлекательная внешность и идентификационный номер, но и подлинная одежда. Французских кукол одевали по последней моде, но большинство кукол на переломе веков продавали в простых хлопчатобумажных платьях или ночных рубашках, а на голове у них были шляпа или чепчик.

Многие коллекционеры специализируются на детской или взрслой моде определенного периода. Подлинные кукольные костюмы увеличивают ценность экземпляра, но требуют больше внимания. Например, их нужно беречь от солнца, чтобы не выцветали краски, не расходились швы и не рвалась материя. Шелковые и атласные вещи нельзя стирать. Если кукольный костюм требует ремонта, можно сшить для куклы новую одежду, но старую не стоит выбрасывать и нужно хранить ее вместе с куклой. Ткани и фасоны того или иного времени можно купить в специализированных магазинах.

Игрушечные поезда

Игрушечные поездаИгрушечные поезда из дерева и олова появились в Великобрита­нии в 1830 г., то есть им почти столько же лет, сколько настоящим железным дорогам. Вскоре после этого подобные игрушки начали делать в Германии и Франции. Однако лишь в 1880-х гг. игрушечные локомотивы и вагоны обзавелись колесами с ребордами, чтобы можно было ездить по рельсам. До тех пор составы катали по полу, таская за веревочку. У некоторых «напольных» поездов все же были пружинные двигатели с редуктором, как у часов, и даже насто­ящие паровые машины на спиртовках.

Первые наборы из игрушечного состава и рельсового пути изго­товили на фабрике Марклина в немецком Гёппингене. Там же делали прекрасно выполненные аксессуары, например, раск­рашенные здания вокзалов из жести. Марклин и его конкурент Бинг были известны вниманием к мель­чайшим деталям своих машин. Тот же подход перенял англичанин В. Дж. Бассет-Лоук, который де­лал очень точные модели поездов на пружинном и паровом ходу. Сейчас эти изделия одни из самых до­рогих. Вскоре производители игрушечных поездов приняли два стандартных масштаба: 0 (1:30) и 1 (1:43).

После Первой мировой войны центр европейской индустрии механических игрушек переместился из Германии в Великоб­ританию, где этим занимался, в частности, Хорнби, и к американским компаниям, например «Лайонел Лайнс» и «Айвз» из Бриджпорта. Многие немецкие и английские ло­комотивы 1920-х и 1930-х гг. были очень маленькими: в масштабах НО и 00. Локомотивы и вагоны для таких составов дела­ли литыми, а не из жести, из-за чего терялись мелкие детали.
Хотя первые игрушечные электрические железные дороги появи­лись еще в 1890-х гг., но лишь когда их стали в 1920-х гг. оборудовать трансформаторами, они были признаны безопасными для детей. В пос­ледующие десятилетия они вытеснили устройства с пружинными и паровыми двигателями.

Большинство производителей делали в основном модели поездов собственных стран со всеми специфическими признаками, но мно­гие потребители интересовались копиями всемирно известных локомотивов и составов. Точное следование облику реальных локо­мотивов и вагонов сейчас очень ценится.

Коллекционирование игрушек

Коллекционирование игрушекПо какой-то не очень понятной причине, в Европе игры, игруш­ки и другие предметы, связанные с проведением досуга и детством, не были объектом коллекциони­рования вплоть до второй половины XX в. Многие экземпляры, за которые сейчас можно было бы выручить большие деньги, выброшены или забыты в темном углу ка­кого-нибудь чердака в 1950— 1960-х гг.

Собирая игрушки, многие коллекционеры таким образом вспоминают свое детство. Другие превратили свои детские забавы, например, игрушечную железную дорогу, во взрос­лую страсть. Поэтому игрушки из своей основной ипостаси превращаются в объект коллекционирования очень быст­ро. У тех, кто собирал игрушки еще до Второй мировой войны, не было такого внимания к своему «я», их больше интересовали исторические аспекты или высокое мастер­ство кукольников. Качество изготовления и внимание к деталям, которое проявили Бассет-Лоук к жестяным па­ровозам, Жумо к куклам, а китайские резчики к шахматным фигурам, привлекают сейчас многих коллекционеров.

В XIX в. игрушки постепенно становились объектом массового производства. В середине столетия куклы ста­ли делать с фарфоровыми головами, а оловянных солдатиков и бронзовые тележки и паровозы в более де­шевом рыночном варианте - из жести. К началу XX в. на рынке игрушек доминировали модели транспортных средств, фигурки людей и другие мелкие вещицы из жес­ти, которые производились в Германии на фабриках Бинга, Лемана и Марклина. В это же время появился всеобщий любимец, не утративший своей прелести до сих пор, - плюшевый мишка. Ему мы обязаны опять-таки немецкой фирме Штейфа.

Германия начала терять свое превосходство на рынке иг­рушек после Первой мировой войны, когда игрушечные фабрики заработали в США и Великобритании. В период между мировыми войнами были популярны сборные модели и конструкторы, когда вместо жестяных игрушек поя­вились более прочные литые изделия.
Хотя популярные игрушки выпускались в больших коли­чествах, они, как ни удивительно, сейчас встречаются редко. Многие не выдержали слишком активного обращения с ни­ми детей, другие просто оказались выброшенными, когда хозяева выросли. Коллекционеры сами усложняют себе жизнь, стараясь раздобыть изделия, не бывшие в употреб­лении. Подлинная упаковка или бумажный ярлычок, особенно на жестяных или литых игрушках, добавляют им ценности.

Старинные радиоприемники

Старинные радиоприемникиДо появления телевидения радио было главным средством семейных развлечений. Вначале использовали неудобный детекторный приемник, который требовал длинной антенны и который можно было слушать только с помощью наушников. В 1920-х гг. его постепенно сменили более эффективные ламповые приемники.

Сперва ламповые приемники походили на комоды модных тогда якобинского и тюдоровского стилей. К началу 1930-х гг. они стали на­поминать настольные шкафчики из полированного красного дерева, дуба и ореха. Громкоговоритель был защищен от пыли материей, а та, в свою очередь, - решет­кой. Решетка давала ведущим дизайнерам особую возможность поэкспериментировать с художествен­ным оформлением. На радиоприемниках МакМайкла было принято изображать мотив лучей восходящего солнца, и этот узор был популярен вплоть до недавнего времени. Ре­шетки других приемников представляли собой стилизованные ветви деревьев, параллельные линии, зигзаги. Аппарат «Эко» АД65 Уэлса Коутса, один из первых приемников, в оформлении которого были использованы широкие возможности бакелита, стал классикой то­го периода, и теперь цена на него очень высока.

Много старых подержанных приемников можно купить сравнительно недорого на яр­марках антиквариата или у торговцев, специализирующихся на периоде между мировыми войнами. Кроме «Эко» популяр­ны аппараты других фирм, среди которых следует назвать «Лотос», «Пай» и «Мерфи». Перед тем как купить подержанный прием­ник, обязательно проверьте фанеровку - трещины и царапины повлияют на его цену в будущем.

Антикварные фотоаппараты

Антикварные фотоаппаратыВ XIX в. фотография была неким загадочным процессом, который был доступен только профессионалам. После изобретения простых в обращении ручных камер она превратилась в увлечение миллионов любителей.

Среди фотоаппаратуры есть огромное количество образцов, которые представляют интерес для коллекционеров, поэтому собиратели имеют тенденцию к специализации. Одни предпочитают какую-либо конкретную марку, например, «Лейку» или «Никон»; другие сосредоточиваются на определенном типе камер, например, на миниатюрных аппаратах для секретной съемки.

Корпуса старинных камер изготовлялись из дерева и кожи, в конструкции преобладали бронзовые детали. В период между мировыми войнами компания «Истмен» начала выпускать цельнометаллические камеры, иногда отделанные кожей. Такие аппараты быстро превратились в норму, как ныне стали нормой камеры в стальных корпусах с хромированными деталями.

Фотоаппараты XIX и начала XX в. для съемки на пластинки редки и дороги, и их можно встретить, как правило, только на специализированных аукционах. Более поздние образцы, например модели 1930-х гг. в стиле ар деко и высококачественные 35-мм камеры послевоенного периода, образуют обширный рынок, и их можно купить за относительно скромную центу. Классические камеры можно найти в специализированных антикварных магазинах и на аукционах. На цену сильно влияют износ и повреждения.

<<  1 2 3 4 5 [67  >>  
Вы здесь: Главная Предметы коллекционирования

Twitter